Кран со сгоном что это?

Кран со сгоном что это?

Кран со сгоном что это?

Шаровой кран-американка позволяет решить еще одну актуальную задачу: обвязанный такими кранами радиатор отопления становится легкосъемным. То есть перекрыв два крана, ведущих от автономной системы отопления к радиатору и отвернув с этих кранов накидные гайки, Вы легко можете снять радиатор для отделки стен за ним. Согласитесь, демонтаж отопительного прибора, обвязанного классическими сгонами, будет гораздо более трудоемким. Кстати, все, что сказано здесь о легко демонтируемом радиаторе, можно сказать и о любом полотенцесушителе, котле, бойлере, водонагревателе, насосе, фильтре и т.д.

Шаровой кран-американка, как и любой другой шаровой кран, может иметь два типа ручек: ручка-бабочка и ручка-джойстик (на фотографии показан кран с ручкой-бабочкой). Ручки-бабочки применяются для кранов небольшого диаметра — до дюйма с четвертью включительно, так как требуют небольшого усилия для своего открытия и закрытия, и габариты ручки у них не выступают за габариты крана. Ручками-джойстиками оснащаются шаровые краны любых диаметров, однако из-за большой длины рукоятки становится неудобным пользование такими кранам, расположенными вблизи друг от друга — их требуется разносить на растояние, не меньшее длины рукоятки. Поэтому применение ручек-джойстиков оправдано только на кранах диаметром более дюйма с четвертью.

На российском рынке в настоящее время присутствует огромнейшее количество некачественных шаровых кранов. Перечислим основные опасности, которыми грозит применение некачественного крана:

  • на новом кране не затянуто торцевое уплотнение, скрытое под рукояткой. Следствие — постоянная протечка из-под рукоятки. Для исправления следует демонтировать рукоятку и затянуть гайку, поджимающую торцевое уплотнение, затем установив рукоятку на место.
  • некачественно выполненное торцевое уплотнение штока крана. Кран, имеющий такую неисправность, требует замены.
  • короткая резьба, соединяющая обе половины шарового крана (разъем хорошо виден на фотографии справа от рукоятки). На первый взгляд кран является исправным. Однако даже при небольшом усилии, направленном через установленный кран перпендикулярно его оси, происходит разлом крана на две половины. Это наиболее коварный из всех возможных дефектов. На практике такое усилие чаще всего возникает оттого, что человек спотыкается об трубопровод, на котором расположен кран, либо, споткнувшсь обо что-нибудь, с размаху опирается на кран рукой.
  • малая толщина металла крана в том месте, где внутри его нарезана резьба. При наворачивании такого крана на трубопровод или фитинг происходит продольный разлом резьбовой части крана. Бывает так, что смонтированный кран трескается стустя какое-то время и с места трещины начинается небольшая протечка. Иногда толщина металла в резьбовой части одной половины крана достаточная, а в резьбовой части другой половины тонкая. Поэтому при покупке необходимо обратить внимание и на это.
  • чрезмерно длинная резьба на резьбовой части крана в той его половине, где расположена переточка — на фотографии технологический поперечный шов на кране (справа от рукоятки). Эта неисправность встречается не очень часто. Однако, если Вы приобрели кран с таким дефектом, то он разломится пополам по месту переточки даже при небольшом усилии, направленном перпендикулярно оси крана. На практике такое усилие наиболее часто возникает оттого, что человек спотыкается об трубопровод, на котором расположен кран, либо, споткнувшись обо что-нибудь с размаху опирается на кран рукой.
  • внутри резьбовой части крана ось нарезанной резьбы не совпадает с осью шарового крана. Такой кран функционирует нормально, однако обвязанный трубами и фитингами, выглядит очень неказисто из-за того, то ось расположения фитингов до крана не совпадает с осью расположения фитингов после крана.
  • Чрезмерно высокое содержание цинка в материале, из которого изготовлен кран. При этом металл крана становится хрупким, подобно тонкому чугуну. Разлом крана в этом случае возможен в абсолютно любом месте.

Даже если Вы не дочитали до конца приведенный выше перечень дефектов, Вы, вероятно, уже поняли, что к выбору шарового крана, как наиболее ответственной части запорной арматуры, следует отнестись очень серьезно. Разумеется, не стоит перебирать все краны, лежащие на лотке у продавца. Просто необходимо покупать краны не дешевле средней цены, а еще лучше приобретать их в фирме, занимающейся не только продажами, но и монтажом продаваемого сантехнического оборудования.

Использование шарового крана со сгоном (американки)

Запорно-регулирующая арматура является обязательным элементом любого трубопровода. Особой популярностью пользуются шаровые краны, при монтаже которых рекомендуется дополнительно устанавливать сантехнический сгон, позволяющий подключать оборудование к любым магистралям и позволяющий отключать отдельную ветвь системы для проведения профилактических и/или ремонтных работ. Чтобы не производить монтаж нескольких фитингов, устанавливается шаровой кран-американка. Что это за устройство, как его самостоятельно подобрать и установить, читайте далее.

Шаровой кран с сантехническим сгоном

Устройство и преимущества фитинга

Кран шаровой со сгоном состоит из следующих частей:

  • запорной арматуры, то есть непосредственно шарового крана;
  • сантехнического сгона определенной длины;
  • фиксирующей гайки;
  • герметизирующей прокладки.

Внутри изделия находится металлический шар, который в одном положении перекрывает поток проходящей среды, а в другом не препятствует ее прохождению.

Принцип работы шаровой запорной арматуры

На основании устройства и принципа действия крана-американки можно сделать вывод, что:

  • кран со сгоном отличается простотой и удобством монтажа. При установке арматуры не требуется вращать трубы, что позволяет монтировать его уже на готовые трубопроводы;
  • максимальный уровень герметичности, достигаемой за счет наличия дополнительной прокладки;
  • простота использования. Для открытия и/или закрытия арматуры требуется повернуть ручку на 90°.

Критерии выбора

Чтобы правильно подобрать кран для существующей отопительной, водопроводной, газопроводной и так далее системы, необходимо определить:

  • его разновидность;
  • технические параметры запорной арматуры;
  • производителя фитинга, от которого зависит качество и срок использования устройства.

Виды шаровых кранов со сгоном

Произвести классификацию шаровых кранов-американок можно по следующим признакам:

  1. в зависимости от конструкции места установки различают:
  • прямой – монтаж производится на прямом участке трубопроводной системы (рисунок выше);
  • угловой – устанавливается при необходимости поворота трубопровода на 90°;

Шаровой угловой кран со сгоном

  1. в зависимости от вида ручки, приводящей в движение запорный элемент, выделяют:
  • с ручкой бабочка;
  • с ручкой в виде рычага;

Виды изделий в зависимости от типа ручки управления

  1. в зависимости от типа крепления выделяют:
  • с цилиндрическим (плоским) креплением. В данной ситуации герметичность соединения достигается за счет монтажа резиной прокладки и дополнительного уплотнения ФУМ-лентой (льняной нитью и так далее);
  • с конусным креплением. Данный муфтовый кран обеспечивает герметизацию без прокладки. Однако для максимального результата при монтаже устройства все-таки требуется использование какого-либо уплотнительного материала.

Разновидности крепление кранов со сгоном

Определение технических параметров

Полнопроходной кран-американка также подбирается по техническим параметрам. Существенное значение имеют:

  1. предназначение. Производителями выпускаются изделия, предназначенные для газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, отопительной системы. Все краны отличаются по показателям давления и максимальной температуры проходящей среды;

Краны со сгоном для холодной и горячей воды

  1. условный проход (диаметр крана), который должен соответствовать диаметру труб;
  2. вид, шаг и длина резьбового соединения. Различают краны с правой, левой, наружной и внутренней резьбой и шагом ½, ¾ и 1 дюйм.

Выбор производителя

На заключительном этапе важно подобрать производителя запорной арматуры, так как именно от этого фактора зависят такие показатели, как надежность и долговечность устройства.

Специалисты рекомендуют приобретать краны, изготовленные следующими компаниями:

  • Bugatti (Италия). Производители используют только качественные материалы, ведут постоянный контроль на всех стадиях производства, постоянно совершенствуют конструкцию арматуры в зависимости от предпочтений потребителя. Средняя стоимость крана со сгоном составляет 850 рублей;
  • Valtec (совместное производство России и Италии). Наиболее существенным преимуществом является невысокая стоимость запорной арматуры, в среднем 300 рублей, при нормальном качестве выпускаемой продукции;
  • Itap (Италия). Продукция отличается разнообразием моделей, высоким качеством и приемлемой стоимостью, 350 – 400 рублей.

Установка шарового крана-американки

Чтобы самостоятельно произвести монтаж, необходимо:

  1. определить место установки арматуры;
  1. отключить водоснабжение (газоснабжение и так далее);
  2. вырезать участок трубы по размерам соответствующий длине крана, если производится первичный монтаж запорной арматуры, или демонтировать кран, подлежащий замене;
  3. нарезать (первичная установка) или очистить и выправить (замена) резьбу на отрезах труб. Для нарезки внешней резьбы используются плашка и плашкодержатель, а для нарезки внутренней резьбы – метчик. Для облегчения процесса резки металлические трубы рекомендуется обработать смазкой;

Нарезка наружной резьбы на трубе системы отопления

  1. герметизировать резьбу. Если на трубе имеется внешняя резьба, то ФУМ-лента (льняная нить, нить Тангит Унилок и так далее) наматывается на трубу. Если на трубе внутренняя резьба, то герметизировать целесообразнее сгон устанавливаемого фитинга;

Уплотнение резьбы на трубе

  1. установить фитинг на трубу и зафиксировать части арматуры гайкой. Для затяжки сгона потребуется специальный ключ. При его отсутствии затяжку можно выполнить рожковым ключом, но с максимальной осторожностью;
  1. проверить герметичность полученного соединения.

Как произвести монтаж шарового крана-американки, смотрите на видео.

Таким образом, использование арматуры со сгоном позволяет упростить процесс монтажа и снизить расходы на приобретение комплектующих элементов, так как отсутствует необходимость в покупке и монтаже дополнительных элементов трубопроводной арматуры.

Какие сгоны для труб наиболее эффективны и надёжны – виды и особенности

Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.

Что такое муфта

Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.

Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.

Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.

Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.

Что такое сгоны

Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.

Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.

Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.

Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:

  • Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
  • Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
  • Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.

Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:

  • 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе — внутренний диаметр, третье — длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм.

Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.

Технология сборки трубопровода

Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Сначала на трубу следует накрутить муфту.
  • Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
  • На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
  • Следом за ней идет соединительный фитинг.
  • Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
  • Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.

Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.

Рекомендации по демонтажу

Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.

Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.

Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.

Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.

Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.

Заключение

Итак, мы выяснили, что это — сгон на трубопроводе и муфта. С применением данных деталей создается разборное соединение трубопровода. Применение сгона обеспечивает возможность демонтажа некоторого участка системы без необходимости разбора трубопровода целиком в случае проведения ремонтных работ.

Шаровой кран

Редкий трубопровод обходится сегодня без шаровых кранов. Изобретены они были еще в середине прошлого века, но первые модели признания не получили из-за плохой герметичности. Новые уплотняющие материалы дали второй шанс конструкции с шарообразным затвором.

В последнее десятилетие продажа шаровых кранов переживает бум. Так же, как и патентование все новых и новых модификаций для разных условий. Изготовители подделок тоже оживились, так что купить добротный шаровой кран становится все сложнее.

Ошибки при выборе обходятся дорого. В лучшем случае изделие распадается в руках сразу при монтаже. Но иногда в погоне за сиюминутной экономией берут арматуру, не учитывая давление в системе, а потом расплачиваются за затопление жилья. Или ставят под угрозу жизнь и здоровье, не обращая внимание на специализацию крана для водо- и газопровода. Поэтому перед покупкой стоит получить представление о назначении и устройстве шаровых кранов, а также о рекомендациях по выбору. В этом вам поможет наша статья — обзор шаровых кранов.

Кран шаровой VALTEC COMPACT

Кран шаровой для воды VALTEC BASE

Кран шаровой для воды VALTEC PERFECT- усиленные

Бытовые шаровые краны и вентили

Шаровые краны для газа

Что такое шаровой кран

ГОСТ определяет шаровые краны как вид запорной и регулирующей арматуры. От других типов арматуры их отличает главная деталь — запирающий элемент в виде отшлифованного и отполированного шара. Шар этот не цельный, а с вырезом, через который и течет рабочая среда.

Частый вопрос: можно ли использовать шаровой кран вместо вентиля, то есть для плавного регулирования потока? В большинстве случаев ответ будет отрицательным. Просто потому, что запорные модификации кранов более распространены. Для такой арматуры допускаются два состояния: полностью открыто и полностью закрыто. Не совершайте распространенной ошибки, оставляя запорный кран в промежуточном состоянии. Иначе он быстро придет в негодность.

Если нужна плавная регулировка, то придется купить более дорогие модели с замысловатыми вырезами и специальными пластинами внутри шара. Они хорошо справляются с тонкой настройкой, балансировкой потока. Но в быту редко нужна сверхвысокая точность и широкий диапазон регулирования, поэтому для этих целей чаще покупают привычные вентили.

Области применения

Первые запатентованные шаровые краны использовались в топливной системе самолетов. Сейчас сложно найти сферы, где бы они не нашли применения.

Без такой арматуры не обходятся ни пневмогидросистемы ракет, ни подключения к трубам в санузле. Они стали необходимостью в системах отопления, водоснабжения и вентиляции общественных и жилых зданий. Их предпочитают вместо вентилей и задвижек при замене радиаторов подключении бойлеров, установке расходомеров. Внушительных габаритов конструкции с червячными передачами применяют в нефтяной, газовой и химической промышленности. Разработаны специальные инженерные решения для того, чтобы механизм не разрушался при транспортировке агрессивных сред, масел и пищевых жидкостей, канализации стоков.

Какие у шарового крана сильные стороны и ограничения

Популярность шаровых кранов обусловлена следующими преимуществами:

  1. Небольшими размерами (у бытовых моделей), эстетичностью. Их можно монтировать любой стороной в ограниченном пространстве (рукоятка в форме бабочки предпочтительнее, если важна компактность арматуры).
  2. Надежностью и герметичностью конструкции с минимумом деталей, где возможно появление протечки.
  3. Минимальными гидравлическими потерями. В месте установки не образуется застой рабочей среды, завихрения; потери энергии за счет увеличения силы трения здесь значительно меньше (по сравнению с другими видами запорной и регулирующей арматуры).

К недостаткам шарового крана относят возможность гидравлических ударов при резких открываниях и закрываниях, температурные ограничения (уплотнители из полимеров могут разрушиться при температурах выше 100 0 С). Частая причина поломок кранов бытового назначения — грязная вода с твердыми частицами. Песок, окалина, солевые отложения приводят к протечкам. Избежать этого поможет периодическое открывание и закрывание устройства (раз в 1-2 месяца). Системы с некачественной водой рекомендуется оснастить фильтрами.

Большинство проблем вызваны не «слабостями» самого крана, а ошибками потребителей. Среди наиболее частых: покупка контрафактного устройства, несоблюдение правил эксплуатации и монтажа.

Особенности конструкции

Детали конструкции шаровых кранов варьируют в зависимости от сферы их применения. Например, на трубах с диаметром более 30 см ставятся модели с редукторами, а краны для высокоточной регулировки оснащаются измерительными приборами. Устройства с количеством патрубков больше 2-х, с T-образными или L-образными портами, позволяют смешивать и перенаправлять потоки. Но в быту чаще используют кран с двумя отводами (рис.1).

Рассмотрим принципиальное устройство такого шарового крана.

Главный элемент крана — хорошо отшлифованный шар: сферический затвор/затворная пробка с цилиндрическим сквозным отверстием.

Диаметр отверстия совпадает с диаметром трубы либо чуть меньше. В зависимости от этого параметра краны делятся на полнопроходные и неполнопроходные/редуцированные. Первые дороже (иногда почти вдвое) и используются, когда важно минимизировать гидравлические потери. У вторых пропускная способность ниже на 20-50% (в зависимости от модификации). Это замедляет ток среды, повышает риск эрозии, снижает долговечность. Зато они дешевле и компактнее, поэтому их чаще всего выбирают для домашнего использования.

У кранов с функцией регулирования форм шара и отверстия более сложная конструкция (рис 3).

Рис. 3. Затворная пробка регулирующего шарового крана.

Материал шара — сталь или латунь с антикоррозийным напылением (никель, хром).

Есть в продаже и модели из полипропилена для установки на пластиковые трубопроводы. Учитывайте, что они менее прочные, чем металлические, и не годятся для транспортировки горячих сред (выше 60 0 С).

В большинстве кранов ставятся фторопластовые уплотнительные элементы. Этот материал рассчитан на эксплуатацию в диапазоне температур от -10 0 С до +150 0 С. Для более сложных температурных условий чаще выбирают конструкции с жесткими уплотнениями из металла. Но они характеризуются меньшей герметичностью.

Шпиндель — деталь, которая передает усилие от рукоятки к шару. В современных моделях при сборке его устанавливают изнутри корпуса: это снижает риск выбивания при скачках давления.

Управлять положением затвора можно рукояткой (в форме рычага, бабочки или колеса), которая сверху удерживается самоблокирующейся гайкой.

Кстати, по цвету рукоятки можно быстро определить назначение крана (рис. 4). Если цвет желтый — это арматура для газопровода. Другими цветами обычно маркируют краны для систем отопления и водоснабжения.

Когда требуется дистанционное управление, выбираются варианты с пневмо- и электроприводами (рис. 5).

Корпус крана изготавливают из стали, латуни, чугуна или пластика. Для промышленного использования чаще заказывают модели в стальном корпусе, а для бытовых систем — латунные.

В зависимости от способа соединения с трубопроводной линией краны подразделяются на муфтовые, фланцевые и приварные (рис 6).

Муфтовое соединение характерно для систем с диаметром трубы до 45 мм. Если нужно поставить запорную арматуру на домашний радиатор, то разумным решением будет муфтовый кран с наружной или внутренней резьбой.

Фланцевые соединения выдерживают большие нагрузки. Такие краны ставятся на системы с трубой более 50 мм в диаметре.

Для крепления приварного крана потребуется сварочный аппарат. Это соединение считается самым прочным и применяется в промышленных трубопроводах с большим диаметром.

Какие шаровые краны выбрать

Основные критерии выбора шарового крана:

  1. Диаметр/условный проход (Ду или DN). Эта характеристика указывается на корпусе изделия. Диаметр наиболее популярных в России кранов — от 15 до 50 мм.
  2. Тип присоединения. Если оборудуется домашняя система, то обычно берут модели с муфтовым соединением. Для быстрого монтажа удобна модификация с накидной гайкой («американка»).
  3. Максимальное рабочее давление (PN). Этот параметр тоже наносится на корпус. Для систем водоснабжения дома чаще покупают краны, рассчитанные на давление до 16 атмосфер (16PN). В системы отопления рекомендуют ставить краны «с запасом» по рабочему давлению (например, 40PN). Материал корпуса крана в системах с горячим теплоносителем (от 1000С) быстрее разрушается (особенно, если куплено недорогое латунное устройство без защитного покрытия).
  4. Материал корпуса, толщина стенок. Для большинства систем непромышленного типа подойдут краны с латунным корпусом. Наиболее надежные делаются из горячепрессованной латуни CW617N. Определить материал (латунь или железо) поможет магнит: он не должен притягиваться. Бюджетное решение — недорогие шаровые краны из силумина, сплава алюминия с кремнием. Такие изделия легче латунных аналогов. Материал полюбился кустарным китайским производителям, поскольку не требует дорогостоящего оборудования для обработки. Несмотря на низкие цены на шаровые краны из силумина, приобретать их не рекомендуется из-за хрупкости материала. В недорогих изделиях экономят и на материале корпуса: стенки у них значительно тоньше.
  5. Качество поверхности затвора и сборки. Разбирать кран прямо в магазине проблематично, но можно провести визуальный осмотр поверхности сферы. Она должна быть отполированной, без царапин. Уплотнительные детали должны быть тефлоновые, а не резиновые. Поворачивая ручку, убедитесь, что шар полностью перекрывает проход. Ручка должна сидеть плотно, без люфта.
  6. Срок изготовления. Если кран лежал на складе более 5 лет, то велика вероятность, что уплотнительные элементы изменили свои характеристики. Поэтому смотрите не только на срок гарантии, но и на дату изготовления.
  7. Торговая марка. В промышленности хорошо зарекомендовали себя краны российского производства (например, АДЛ, БАЗ). Продукция для отраслей нефте- и газодобычи, соответствующая ГОСТ и международным сертификатам, успешно конкурирует с западными марками. Более дорогие, но добротные краны выпускаются под германскими, испанскими и итальянскими брендами. Главное, чтобы под краном с маркировкой VALTEC, BUGATTI или DANFOSS не скрывалась подделка.

Покупать шаровой кран лучше не на рынке, а в специализированном магазине, предоставляющем гарантию качества.

Что такое кран американка, зачем он нужен, как правильно его выбрать и установить своими руками?

Продолжаем развивать тему организации эффективных водопроводных, отопительных и сантехнических коммуникаций, при эксплуатации которых проблемы засорения или прорыва не превращаются в катастрофу. Современные трубопроводы укомплектовываются крановыми механизмами, позволяющими перекрывать движение носителя на определённых его участках.

Кран американка – самый популярный вид запорной арматуры. Именно ему мы посвящаем очередной материал.

Что это такое и для чего он нужен

На самом деле «американкой» называют особый тип быстроразъёмного соединения (муфту), используемого при монтаже различных трубопроводов.

Соответственно краны, сконструированные в соответствии с вышеуказанной технологией, носят аналогичное название.

Назначение и область применения

Фитинги и краны «американка» применяется при монтаже систем отопления, холодного и горячего водоснабжения и проточных систем очистки и нагрева воды в стальных, медных, пластиковых и металлопластиковых трубопроводах.

Первостепенная задача запорной арматуры заключается в возможности перекрытия магистрали с целью проведения ремонтных работ или её модификации: замены радиаторов или счётчиков учёта, наладки бойлера, сливного бачка унитаза, кухонного смесителя и пр.

Некоторые модели позволяют регулировать интенсивность движения носителя или перенаправлять поток на другую ветку.

Характеристики

Технические характеристики кранов «американка» регламентируются ГОСТами:

  • Герметичность затвора – класс А.
  • Температура носителя – до 130⁰C.
  • Номинальное давление контура – до 1,6 мПа.

На упаковке и корпусе изделий изготовитель проставляет маркировку, которая позволяет подобрать нужную модель в соответствии с параметрами трубопровода.

К сведению. Диаметр указывается в дюймах. 1 дюйм = 25,4 мм (2,54 см).

Из каких материалов изготавливают

Современные трубопроводы и фитинги «американка» производятся из разнообразных материалов, отвечающих эксплуатационным требованиям тех систем, для которых они монтируются:

  • нержавеющей стали;
  • оцинкованной стали;
  • латуни;
  • чугуна;
  • меди.

Латуниевые и чугунные краны декорируются никелевым покрытием, обеспечивающим дополнительную защиту от коррозии и механического износа.

Чрезвычайной популярностью пользуются фитинги, скомбинированные из металла и полипропилена.

Устройство крана

Конструкция крана-американка базируется на знаменитом типе соединения, которое состоит из следующих элементов:

  • корпуса;
  • муфты-американки (быстроразъёмной накидной гайки или контргайки);
  • 2 прижимных штуцера с резьбой;
  • ниппеля;
  • уплотнительной прокладки из резины, полиуретана или паронита (актуально не для всех моделей, в конусных – конструкцией не предусмотрена).

Схема соединения «американка» представлена на фото ниже:

Когда речь заходит о кранах по типу «американки», в большинстве своём подразумевается именно шаровые устройства. В данном случае корпус изделия оборудуется:

  • затвором (пробкой) сферической формы со сквозным отверстием внутри;
  • уплотнительными сёдлами;
  • шайбового подшипника;
  • поворотного штока;
  • вентиля (поворотной рукоятки или вентиля-бабочки).

Принцип работы

Поворот ручки (вентиля) приводит в движение затворный механизм:

  • перпендикулярно трубе – подача носителя перекрывается;
  • параллельно трубе – ток носителя возобновляется.

Плюсы и минусы

В сравнении с другими типами кранов кран-американка характеризуется рядом неоспоримых достоинств, упрощая монтаж и сокращая время на сборку трубопровода:

  • Обыкновенные резьбовые фитинги при установке надобно вращать, что усложняет монтаж, особенно при работе в труднодоступных местах. Штуцеры же «американки» вращать не нужно, также как и саму трубу. Соединение просто затягивается быстроразъёмной накидной гайкой.
  • Возможность стыковки труб из разных материалов и диаметров.
  • Накидная гайка позволяет также оперативно демонтировать конструкцию, а при необходимости и использовать кран повторно на других участках магистрали.
  • Устаревшие резьбовые соединения, на которые, как правило, устанавливаются в ходе ремонтных работ обыкновенные краны, не обеспечивают необходимого уровня герметичности. Кран-американка лишён этих проблем за счёт наличия в конструкции уплотнительных прокладок.

Из недостатков – невозможность регулировки объёма и скорости движения транспортируемой среды (актуально для шаровых устройств).

Отличия крана от задвижки

В отличие от задвижки, в которой затвор движется главным образом вверх-вниз, запорный механизм крана вращается вокруг своей оси. Это снижает эксплуатационную нагрузку на прибор и позволяет использовать его в качестве запорно-регулирующей арматуры.

Исключение – шаровые устройства. Их не рекомендуют использовать для регулировки интенсивности движения потока. Это, во-первых, не даёт должного результата, а во-вторых, ускоряет износ уплотнителей, сокращая срок эксплуатации.

Виды и конструкции

По типу крепления краны «американка» бывают:

Конусообразные стыки резьбовых соединений обеспечивают предельную герметичность даже при небольшом отклонении в оси стыкуемых труб и отсутствии в конструкции уплотнительных прокладок. Последний факт позволяет использовать изделия даже в условиях значительных температурных колебаний рабочей среды (к примеру, на радиаторах).

  • Плоскими (цилиндрическими).

Герметизация обеспечивается внутренними уплотнителями и стягиванием накидной контргайкой – классика муфтового соединения.

По типу конструкции и направлению потока рабочего носителя «американки» делятся на:

  • Прямые. Применяются для совмещения труб на прямолинейных участках магистралей.
  • Угловые. Используются для стыковки 2-х участков трубопровода, «сходящихся» друг с другом под углом в 45⁰, 60⁰, 90⁰ или 135⁰ и формирующих поворот.

По типу вентиля краны-американки классифицируются на:

  • Рычажные, в которых в роли ручки выступает односторонний рычаг, снижающий физическое усилие при повороте затвора.
  • Лепестковые, в которых поворотный механизм выполнен в форме двусторонней ручки-бабочки.

По форме стыковочного резьбового соединения крановые механизмы подразделяются на:

  • внутрирезьбовые. Применяются для стыковки стальных и латунных труб, на которых предварительно выполняется резьба.
  • наружнорезьбовые (с резьбовым штуцером). Используются для соединения полипропиленовых труб без сварки.

Срок службы

Средний гарантийный срок эксплуатации запорной арматуры типа «американка» — 30 лет, однако данное значение варьируется как в меньшую, так и в большую сторону и зависит от интенсивности использования.

Опытные исследования показывают, что устройство рассчитано более чем на 16 000 оборотов.

Советы по выбору

Выбирая кран-американку следует руководствоваться следующими принципами:

  • Типоразмер крана должен соответствовать диаметру соединяемых труб.
  • Материал, из которого выполнен кран, должен быть устойчив к химическому воздействию и температурному фону транспортируемой среды.

Примерная цена

БрендМодельСтрана-производительТип конструкцииВентильРазмер, дюймЦена, руб.
ProFactorProFactorКитайПрямойбабочка1″700
BugattyNew Jersey 900ИталияПрямой со сгономбабочка½»400
U-tecBestКитайПрямойручка1 ¼»450
FornaraFornaraИталияУгловойбабочка½» х ¾»320
RuBRuBИталияПрямойбабочка½»600

Правила монтажа и эксплуатации крана

В зависимости от материала, из которого выполнена магистраль, определяется способ предмонтажной подготовки:

  • на стальных трубах сразу нарезается внутренняя или внешняя резьба под нужный тип соединения;
  • к пластиковым трубам сначала привариваются переходники с вмонтированными в них металлическими деталями с готовыми резьбовыми соединениями.

Необходимые инструменты и материалы

  • Разводной ключ.
  • Резьбовые плашки.
  • Внутренние гаечные граненые ключи.
  • Круглый распорный ключ.
  • ФУМ-лента.

Ход работ

  1. Резьба тщательно очищается.
  2. Резьбовое соединение обматывается фум-лентой.
  3. На трубу устанавливается накидная гайка и уплотнительное кольцо.
  4. Трубы скручиваются с фитингом и фиксируются накидной гайкой.

В завершении открывается поток воды. Если спустя пять — десять минут в месте стыка замечается протечка, гайка затягивается чуть сильнее.

Однако в данном вопросе важно не переусердствовать, чтобы не сорвать резьбу.

Видео по монтажу

Посмотрев видео, Вы узнаете ещё больше полезной информации:

Особенности эксплуатации

Отдельное внимание следует уделять шаровым конструкциям, которые пользователи пытаются использовать как регулирующий механизм. Такой подход скорее изнашивает сам затвор, сокращая таким образом срок службы крана.

Частые ошибки и проблемы при установке

При монтаже кранов-американок с конусным типом соединения некоторые мастера не используют уплотнительные материалы, опираясь на рекомендации производителей.

И всё же лучше подстраховаться и наложить фумку на резьбу во время монтажа.

Совет эксперта

Если вместо фум-ленты применяется волокна пакли или льна, поверх них накладывается пастообразный, гелевый или жидкий герметик. Как вариант, они могут пропитываться машинным маслом.

Заключение

Как видите, кран-американка во всех отношениях идеален для использования в бытовых условиях: незатейливая и надёжная конструкция, оперативный и лёгкий монтаж, обширная сфера применения.

Подписывайтесь и делитесь с нами своим опытом.

До новых встреч на страницах нашего интернет-журнала!

Кран американка — незаменимая вещь!

Кран шаровый американка – краны эти появились в начале 2000х годов, и практически сразу вошли в обиход. Прежде всего, откуда появилось такое название. В основе этого крана так называемое БРС — быстроразьемное соединение, которое состоит из трех основных деталей: двух штуцеров с прокладкой между ними и накидной шестигранной гайки . Если вспомнить немного историю, то в 40- 50 годы в СССР поставлялись американские станки, машиностроительное оборудование по лэнд-лизу и потом уже, после войны по договоренностям.

Так вот в этих самых станках и оборудовании широко применялись быстроразъемные соединения. Затем уже, поняв все удобство работы с БРС стали их применять в фитингах и запорной арматуре в сантехнике, тепло и водоснабжении. На техническом слэнге БРС стали называть «американка». Термин этот прочно вошел в обиход. История возникновения названия «американка», кстати очень схожа с появлением термина «болгарка» — разговорным названием углошлифовальной машины.

В чем же достоинства и преимущества американки. Прежде всего это соединение очень хорошо заменяет стандартный сантехнический сгон, который как известно состоит из длинной резьбы, муфты, контргайки и ответной резьбы. Применяя вместо сгона американку тем самым намного упрощаем себе жизнь, просто разводным ключом стягивая две самоцентрирующиеся детали — самого крана и его американки. Со сгоном у нас было бы намного больше возни. Любой, кто работал со сгонами, скажет сколько труда приходится порой приложить ,чтобы соединить муфту с ответной резьбой. Столкнувшись в работе где то ближе к середине 2000х с кранами американка, по крайней мере при обвязке радиаторов, я про сгоны забыл. Можно сказать краны шаровые вообще и в частности краны с БРС совершили в ту пору небольшую революцию в сантехнике.

Лучше всего достоинства этого крана, и это мое личное мнение, проявляются при монтаже радиаторов отопления. Если радиатор подсоединить с обеих сторон через кран американку, то снимать его в случае ремонта или замены становиться очень просто, если же плюсом к этому крану поставить кран прямой регулирующий ( тоже, кстати с БРС – американкой), то мы можем регулировать температуру радиатора отопления в зависимости от температуры в помещении. Сейчас такая схема обвязки радиатора стала уже стандартной и применяется повсеместно.

Есть еще угловой вариант крана американки . При помощи такого крана можно проводить монтажные работы в труднодоступных местах, в неудобных и стесненных условиях надежно соединять радиатор и трубопровод. Если же потребуется ремонт либо замена, то все делается просто, перекрываются краны, сбрасываются накидные гайки, и все радиатор готов к ремонту или замене. При этом стояк перекрывать и сбрасывать воду не нужно. Вообщем просто незаменимая вещь эта американка при монтаже и ремонте радиаторов отопления! Кстати, кран с БРС можно с таким же успехом применять и при монтаже и ремонте полотенцесушителей,фильтров, перед водосчетчикамии т.д.

По техническим характеристикам стандартный такой кран применяется при температуре от -20 °С до +120 °С и имеет нормативный срок службы 15 лет с рабочим ресурсом не менее 10.000 циклов. Есть еще один момент, про который необходимо сказать, но он относится уже больше к эксплуатации. У крана только два рабочих положения – он либо открыт, либо закрыт. Для регулировки существуют отдельные виды кранов, в частности кран прямой регулирующий (на фото ниже), либо регулирующий вентиль с возможностью установки термоголовки.

Кран шаровый для регулировки не предназначен, он используется только как запорная арматура. Если поставить управляющую рукоятку такого крана в промежуточное положение, то ничего страшного, конечно, сразу не случится, но срок службы крану вы сокращаете раза в два, если не в три. Не забывайте, что в этом случае вы намного увеличиваете нагрузку на уплотнители крана.

Вообщем делаем вывод : быстроразъемные соединения, и кран американка, в частности – незаменимая вещь при монтаже и ремонте современных систем отопления.

Буду рад комментариям к статье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]