Установка опу в квитанции что это?
Что такое ОПУ в квитанции ЖКХ
В квитанции коммунальных платежей можно встретить позицию с малопонятной на первый взгляд аббревиатурой ОПУ.
Расшифровка и разновидности ОПУ
ОПУ обозначает общедомовые приборы учёта. Эти счётчики устанавливаются на входе в дом и подсчитывают общее количество израсходованных на содержание многоквартирного дома энергоресурсов.
У многих жильцов возникают вопросы по поводу необходимости общедомовых измерительных средств при наличии индивидуальных счётчиков. Это требуется по следующим причинам:
- Использование всех видов счётчиков в каждой квартире экономически затруднительно для многих владельцев. Проще и дешевле использовать один расходомер, с последующим разделением платежей.
- Коллективный и индивидуальные приборы взаимно дополняют друг друга. В результате управляющая компания получает возможность контролировать расход ресурсов с учётом разницы между данными счётчиками, определяя объемы, использованные на общедомовые нужды.
ОПУ могут применяться для измерения:
- полученного тепла;
- электрической энергии;
- кубометров холодной и горячей воды;
- газового топлива.
Прибор, определяющий расходные показания тепла, способен дополнительно учитывать температурные характеристики теплоносителя, что позволяет существенно сэкономить на расходах.
При учёте электроэнергии такой счётчик позволяет экономить за счёт разницы тарифов в ночное и дневное время.
Обязательность установки ОПУ
Обязательность применения общедомовых счётчиков была принята в 2009 году с подписанием Федерального закона № 261-ФЗ(Смотреть закон). Предполагалось завершить их установку к 2012 году. Но поскольку до настоящего времени проблема полностью не решена, для домов, не установивших ОПУ, назначено использование повышающих коэффициентов при определении тарифа на энергоносители, с целью стимулирования управляющих компаний и жильцов.
В результате фактическое значение израсходованных ресурсов умножается на коэффициент от 1,1 до 1,6. Управляющим компаниям предписано уведомить жильцов о необходимости размещения ОПУ, и организации общедомовых собраний владельцев жилплощади для принятия соответствующего решения.
Факторы, влияющие на стоимость общедомовых счётчиков и их установки
Монтаж ОПУ производится специализированной организацией, привлеченной управляющей компанией или ТСЖ. К примеру, стоимость работ по монтажу и самого прибора учёта холодной воды зависит от следующих обстоятельств:
- диаметра условного прохода труб водопровода;
- расходных показателей;
- общей площади МКД и количества потребителей;
- технических особенностей проекта установки;
- конструкции выбранного прибора;
- технических нюансов подключения устройства.
Большинство ОПУ монтируются в подвальных помещениях, в местах подвода коммуникаций. Исключение касается счётчиков электроэнергии, располагаемых в специальных щитовых, при их наличии.
Порядок обслуживания и замены
Обслуживание и замена приборов в случае необходимости возложена на управляющую компанию, привлекающую для этих целей лицензированных исполнителей. В обязанности УК входит регулярный контроль исправности приборов и съем показаний с предоставлением данных поставщику ресурсов.
Использование общедомовых счётчиков позволяет обеспечить контроль объемов потребленных энергоресурсов с фактической оплатой, в зависимости от израсходованного количества. Не стоит отрицать выгоду от установки ОПУ, поскольку в противном случае придётся дополнительно к фактическому расходу учитывать повышающие коэффициенты в расчёте стоимости потреблённых ресурсов.
Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.
ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.
Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.
У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.
Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.
Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).
Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).
Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.
Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.
Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.
УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.
Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.
Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.
УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.
Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:
- ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
- Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
- Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
- УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
- Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
- Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
- Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.
УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг
Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.
Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.
Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.
Иметь в виду
Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.
Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.
Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.
Расшифровка квитанции за коммунальные услуги
Расшифровка квитанции ЖКХ за коммунальные услуги – актуальный вопрос для каждого владельца квартиры. Платежные документы приходят ежемесячно, но иногда довольно сложно разобраться, что за сокращения в них используются, что и куда вписывать. Следует правильно заполнять все поля, чтобы не росла задолженность и не образовывалась переплата, необходимо проверять данные плательщика и исполнителя на возможные ошибки. В материале мы подробно расскажем, что означают обозначения и сокращения в квитанции.
Аббревиатуры, которые встречаются в документе
Для начала выясним, что это за сокращения в квитанции – ЭЛД, АСПЗ, ЭЭ, услуги РЦ, комп Х В, ТО СОВ Д и природный газ, а также другие странные слова. Ниже приведем наиболее распространенные из них.
Наименование | Значение |
Номер ПУ | Цифры, которые написаны на счетчике в домовладении. |
Зарег./прож. | Через «/» обозначают количество прописанных и проживающих в квартире. |
УСЗН | Название и адрес управления, которое занимается социальной защитой населения. Там дают отсрочку или субсидию на покрытие коммуналки. |
ИПУ, ИТУ | Индивидуальный прибор/точка учета. |
МОП | Места общественного пользования |
Общ. Площадь | Общедомовая площадь |
Пл. О/Ж | Квадратура – отдельно жилая, и рядом – суммарно все квадратные метры во владении. |
КТУ или ОДПУ | Коллективная точка для учета ресурсов или общедомовой прибор учета |
Ж/Ф | Графа относится к содержанию жилфонда |
Что такое ИПУ в квитанции за воду – так обозначают прибор, который учитывает потребление. Он индивидуальный – в каждой квартире стоит свой. Сокращение может относиться не только к водоснабжению. Это универсальное обозначение счетчиков.
ПОВК ТГВ в платежке – аббревиатура, которая отражает стоимость поставленного тепла. После ПОВК вписывается ТГВ или ТХВ, в зависимости от подвида услуги.
Часто встречается сокращение СОИ (ОДН) — это содержание общедомового имущества. Оно включает в себя нахождение в рабочем и чистом состоянии:
- подъездов;
- лифтов;
- чердачных помещений;
- лестниц;
- подвальных, парадных и так далее.
Другими словами, учитывается все, чем пользуются жильцы дома. Цена на эту услугу обычно определяется управляющей компанией и прописывается в договоре. В одностороннем порядке УК не может менять ставку без собрания жильцов.
ПЗУ (переговорно-замочное устройство) – графа есть только при наличии в здании домофона. Проживающие обязаны платить за него. Но УК со своей стороны гарантирует его бесперебойную работу. Иногда его выносят в отдельную платежку, но чаще просто вписывают дополнительной строчкой в общем документе.
Услуги РЦ начисляются, если водоканал передал полномочия расчетному центру. В этом случае уже он будет содержать бухгалтерию, заниматься начислением, распечаткой, отправкой платежки.
Как расшифровать схему платежки ЖКХ за коммунальные услуги в квартире
Практически все квиточки оформляются по единому принципу. Сначала указываются данные плательщика. Печатается таблица, там будут все начисления за прошедший месяц.
Обязательны такие разделы:
- ФИО собственника – стоит проверять эту строчку каждый раз, чтобы не заплатить за соседа.
- Адрес – в этом поле ошибки бывают редко, но также лучше его проверять.
- QR-код – это картинка, которая помогает оплатить все задолженности через банкомат, без ввода информации и привлечения сотрудников банка.
- Период – в расшифровке платежного документа за коммунальные услуги указаны год и месяц, за которые были произведены начисления.
- Информация об УК.
- Несколько строчек, посвященных объекту недвижимости – какого вида собственность, ее размеры, число зарегистрированных и проживающих, наличие льготников.
- Подвид поставляемого ресурса – может вписываться все, что подается в квартиру, от газа до воды.
Как выглядит квитанция за электроэнергию, ИПУ в ней
Большая часть квитанций на оплату коммунальных услуг оформляется одинаково, но в разных регионах могут быть небольшие отличия. В верхней части прописано наименование компании, ее реквизиты. По ним можно найти любую фирму. Обычно есть и специальный штрих-код, по которому все быстро оплачивается через банкомат.
Если есть счетное устройство, то его могут обозначить, как ИПУ. Показатели печатают на дату формирования платежа. Собственник квартиры вписывает текущие показания и передает их поставщику. Ниже есть графа со значением суммы к оплате и поле с показаниями общедомовых счетчиков. На основании этой строчки считается ОДН.
Как разобраться в платежках за квартиру: расшифровка квитка за воду
Платежка за воду не сильно отличается от квитанции по электроснабжению. В них можно увидеть предыдущие цифры с приборов учета, которые были учтены после передачи их владельцем жилья. Рядом – пустая ячейка, чтобы потребитель мог вписать текущие цифры.
Что такое тариф для расчета индивидуального потребления в квитанции? Это стоимость за один кубометр. Чтобы рассчитать стоимость потребленной услуги, необходимо тариф умножить на использованный объем.
Как и в предыдущем виде платежных документов, в квитанции за воду прописывается ФИО собственника, общедомовая площадь и размеры квартиры, наименование и реквизиты получателя денег.
Как обозначается норматив холодной и горячей воды в платежке
Согласно действующему законодательству, на каждого человека отводится объем, который ему рекомендуется потреблять. Это не значит, что больше использовать запрещено. Просто за превышение объема придется заплатить по увеличенному тарифу.
Следует проверить на ИПУ значение, сравнить его с предыдущим учтенным и узнать потребленные кубометры. Количество умножается на цену за одну единицу и оплачивается. Все, что превысит стандарт, рассчитывается по большей стоимости.
Таким же способом подходят к водопотреблению в домах, где не стоят приборы учета по техническим или иным причинам. Там просто умножается количество проживающих на норму. Получившееся число – сумма, которую нужно перевести поставщику. Есть два минуса отсутствия счетчика:
- придется платить, даже если вода вообще не использовалась;
- норматив неоправданно высокий, столько люди в реальной жизни тратят редко.
Также в платежках на многоквартирный дом обязательно учитывают затраты на обслуживание общедомового хозяйства – мойку подъездов, полив и другое. Иногда сюда вписывают незаконные подключения, утечки и прорывы. С этими показателями можно поспорить, если обратиться в УК группой жильцов.
Как выглядит квитанция на оплату отопления ЖКХ: расшифровка счетов в извещении
Составляется по тем же принципам, что и квитанция на другие виды ресурсов. Иногда просто вписывается строчкой в общий платежный документ.
Счет за газ может приходить отдельно, с крупным логотипом организации. Там есть реквизиты, уникальный код для быстрого расчета через сканер, начисленная сумма.
Что это такое ИКУ в ЖКХ, чем отличается от ЖКУ
Подразумевается исполнитель услуг: поставляющая, управляющая компания. Жилищно-коммунальные услуги — это то, чем можно пользоваться дома: свет, вода, другие блага. Поэтому ИКУ и ЖКУ — это разные показатели.
Кто формирует платежки
Часть из них создает и отправляет собственникам жилья УК. Обычно они подсчитывают задолженности населения за:
- водоснабжение;
- капитальный ремонт;
- квартиру.
В отдельных регионах УК пересылают квитки за газоснабжение и свет, но чаще это напрямую делают сами поставщики.
Что делать, если в платежке есть ошибки
Если потребитель вписал что-то не так при заполнении квитанции, то он может просто аккуратно зачеркнуть неверные данные и сверху или сбоку заменить на корректные значения.
В случаях, когда напечатана неправильная информация от УК или другой поставляющей компанией, нужно связываться с ними. Если в процессе расшифровки квитанции на оплату коммунальных услуг становится понятно, что ресурсоснабжающая фирма указала слишком большой или маленький счет, неверные ФИО или номер квартиры, следует найти их контакты и обратиться. Сначала можно позвонить по номеру, который обычно указан внизу страницы, и попробовать решить вопрос по телефону. Если не получится решить вопрос удаленно, придется обращаться в офис лично.
Как разобраться в квитанции по квартплате ЖКХ и уменьшить стоимость: расшифровка
В отдельных случаях можно снизить сумму к оплате. Это возможно в том случае, если:
- услуги предоставляются некачественно;
- приборы учета не обслуживаются, как это прописано в договоре;
- цена незаконно завышена;
- объем, за который нужно внести оплату, превышает 20% от общего заработка семьи.
Только в этих ситуациях можно рассчитывать, что УК пойдет навстречу и снизит платеж. Владелец жилья должен составить письменное ходатайство. Помощь носит заявительный характер.
Мы изучили, как понять и правильно читать счет квитанцию за коммунальные услуги ЖКХ, разобрали расшифровку платежей, учли все нюансы и необычные сокращения. Самое главное – следить, чтобы данные были корректными. Важно проверять все поля, верно вписывать значения потребленных ресурсы и считать сумму к оплате. Тогда с ежемесячными платежами не будет затруднений.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Установка приборов учета — сроки, порядок оплаты, ответственность — НОВОСТИ
Установка приборов учета — сроки, порядок оплаты, ответственность
Установка приборов учета — сроки, порядок оплаты, ответственность
В целях экономии денежных средств в сфере услуг ЖКХ, следует устанавливать приборы учета.
Все приборы учета можно разделить на 2 группы: индивидуальные и общедомовые (коллективные).
Индивидуальные приборы учета (ИПУ) – это приборы, которые учитывают Ваше личное потребление коммунальных ресурсов.
Общедомовые (коллективные) приборы(ОПУ) учитывают потребление коммунального ресурса всего дома, которое включает в себя потребление всех его жильцов, плюс потребление на общедомовые нужды (ОДН).
Кто обязан устанавливать и оплачивать приборы учета жилых домов
В соответствии с п.9 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», с 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора на установку прибора учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон, а оплата осуществляется равными долями в течение пяти лет с даты его заключения (при этом цена договора увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ), за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Индивидуальные приборы учета
В соответствии с п.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения обязан нести расходы на его содержание. Поэтому все расходы по установке индивидуальных приборов учета несет собственник. Исключение составляет опломбирование счетчиков, данная услуга оказывается бесплатно.
Общедомовые (коллективные) приборы учета
В соответствии с п.1 ст.39, п.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, общедомовой (коллективный) прибор учета, собственники также обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию). При этом, в соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений:
- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с п.5 ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ;
- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), — в соответствии со ст. 164 Жилищного кодекса РФ;
б) ТСЖ, жилищно-строительным кооперативом:
- путем членства собственников помещений в указанных организациях — в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ;
- путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями — в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса РФ.
Поэтому в данном варианте, обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета, перекладывается на обслуживающие организации (в зависимости от формы управления).
Приведем обязанности, которые касаются индивидуальных и общедомовых (коллективных) приборов учета.
В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», управляющая компания, ТСЖ, обслуживающая организация, регулярно (не реже чем один раз в год) обязаны разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В предложениях указываются расход на проведение данных мероприятий, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Таким образом, у управляющих компаний, ТСЖ, обслуживающих организаций существует обязанность проинформировать собственников многоквартирных домов о необходимости устанавливать приборы учета, о стоимости данных работ, о планируемых результатах данных мероприятий.
До 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации, обязаны предоставить собственникам жилых домов или организациям представляющим интересы собственников (управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации), предложения об оснащении жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов. То есть, все управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации должны быть уведомлены о необходимости установки приборов учета и в свою очередь проинформировать собственников жилых помещений (п.10 ст.13 Федерального закона Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации»).
Таким образом до 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов. Собственники не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, должны обеспечить допуск организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы на установку этих приборов учета. А в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники, должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Стоит отметить, что оплата расходов в данном случае, происходит также равными долями в течение пяти лет (при этом сумма расходов увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ), за исключением, если собственники выразили намерение оплатить данные расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки (п.12 ст.13 Федерального закона Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации»).
Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета жилых домов
Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета жилых домов, предусмотрена ст. 9.16. КоАП «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии с данной статьей предусмотрены три нормы ответственности, имеющие отношения к установке приборов учета жилых домов:
1. Несоблюдение «лицами», ответственными за содержание многоквартирных домов, «требований» энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, «требований» их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных «мероприятий» по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах:
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, «требований» о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах:
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
3. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, «требования» о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным,
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ
Автор: Моряк Е. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Управляющая организация, занимающаяся управлением МКД, обязана заключить с РСО договоры на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД (КР на СОИ). Если коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений в доме оказывает непосредственно РСО (прямые договоры), УК заключает договоры ресурсоснабжения только в отношении КР на СОИ. Каким образом в этом случае ведутся расчеты УК с РСО, если объем КР на СОИ принимает отрицательное значение (общедомовое потребление коммунального ресурса по ОПУ меньше индивидуального потребления)?
Вступление
Договоры снабжения коммунальными ресурсами с РСО заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила заключения договоров ресурсоснабжения).
Согласно п. 16 указанных правил условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом, настоящими правилами, а в части, не урегулированной данными нормативными правовыми актами, – с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. На основании пп. «г» п. 17 к существенным условиям договора ресурсоснабжения относится порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса. В свою очередь, этот порядок зависит от того, заключается договор с РСО в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг и приобретения КР на СОИ или только в целях содержания общего имущества дома. Последний вариант касается ситуации, когда УК не выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг по причине наличия прямых договоров между собственниками помещений в МКД и РСО. В этом случае порядок определения объемов коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом особенностей, прописанных в п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
Непосредственно из этого пункта следует, что он распространяется на договоры ресурсоснабжения, заключаемые исполнителем в целях содержания общего имущества в МКД, в двух ситуациях:
1) при наличии действующего прямого договора, заключенного РСО с собственниками помещений в МКД до 30.06.2015 (если принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и осуществления расчетов за них, действовавшего ранее, – до изменения способа управления домом или выбора УК);
2) при изменении договора ресурсоснабжения, заключенного РСО с УК, в связи с односторонним отказом РСО от договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги (реализация РСО права, предусмотренного п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
КР на СОИ при наличии ОПУ: общие правила
Если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества дома, объем КР на СОИ, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения (Vд), определяется на основании показаний ОПУ за расчетный период (а это расчетный месяц) по следующей формуле:
Vд = Vодпу – Vпотр, где:
Vодпу – объем коммунального ресурса, определенный по показаниям ОПУ за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (индивидуальное потребление).
Получается, что объем КР на СОИ – это ежемесячная разница между объемом общедомового потребления и объемом, подлежащим оплате собственниками и пользователями помещений в МКД.
При этом в пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения прописано: если величина Vпотр превышает величину Vодпу или равна ей, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным нулю.
Расчеты при отрицательном объеме КР на СОИ
На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.
Судебный акт
Позиция суда
Постановление АС ВВО от 09.06.2018 № Ф01-1947/2018 по делу № А11-9917/2017
Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается)
Постановление АС СЗО от 19.06.2018 № Ф07-5683/2018 по делу № А13-6589/2017
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды
Постановление АС ЗСО от 03.07.2018 № Ф04-2460/2018 по делу № А03-13015/2017
Суды отклонили как противоречащие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения следующиедоводы кассационной жалобы:
– в законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды;
– неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса
Постановление АС СЗО от 10.04.2018 № Ф07-2208/2018 по делу № А26-3870/2017
Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение
Причиной изменения озвученной практики должно стать Решение ВС РФ от 20.06.2018 № АКПИ18-386 (в нем было рассмотрено исковое заявление УК о признании частично недействующим пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
По мнению высшего арбитра, положения пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения об объеме коммунального ресурса, подлежащем оплате исполнителем в размере, равном нулю, в случае, когда величина Vпотр превышает за расчетный период величину Vодпу или равна ей, не исключают возможность перерасчета. Абзац 4 п. 25 указанных правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения, а также форма данного акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. По мнению судей, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего приложения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2018 № Ф01-6446/2017 по делу № А31-8058/2016, от 06.02.2018 № Ф01-6443/2017 по делу № А31-9468/2016).
Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
В итоге Верховный суд отказал в удовлетворении искового заявления, подчеркнув, что оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают административного истца возможности обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Кстати, правильный подход уже продемонстрирован судьями АС СЗО в Постановлении от 27.06.2018 № Ф07-6098/2018 по делу № А26-2688/2017. Если выявленная отрицательная величина является излишним начислением объема потребленного ресурса владельцам жилых и нежилых помещений, РСО должна будет произвести им перерасчет (при представлении данных о фактическом потреблении) и скорректировать в дальнейшем общедомовое потребление ресурса. Однако уменьшать на эту отрицательную величину объем сверхнормативного потребления электроэнергии по другим жилым домам нельзя.
Если объем КР на СОИ за расчетный период принимает отрицательное значение (когда общедомовое потребление коммунального ресурса по ОПУ меньше индивидуального потребления), в следующих расчетных периодах может быть произведен перерасчет. Для этих целей между УК и РСО должен быть составлен акт сверки расчетов, из которого было бы видно, каково фактическое потребление коммунального ресурса.
Установка ОПУ
В квитанции за май месяц появилась новая графа: Установка ОПУ эл/эн. Никто из жильцов дома не принимал работу по установке и вообще никто не в курсе данной ситуации. Но общедомовое потребление начисляется с февраля месяца. Законна ли установка этого прибора? Где он установлен? Обязаны ли жильцы дома платить за его установку? И должны ли жильцы платить за начисление общедомового потребления, если и счётчика ранее не было?
За чей счет установка ОПУ электроэнергии в доме.
В квитке стоит установка ОПУ договор мы не подписывали обязаны мы платить или нет?
Квартира неприватизированная выставляют счет: содержание и ремонт дома. Установка ОПУ. оплата ОДН. оплата придорожной территории. Содержание и ремонт лифта, живу на 1 этаже.
Произошел казус: водоканал бесплатно по своим соображениям (возможно, сроки или тип) менял наш водомер, но слесари попутали направление подачи воды, установили «наоборот»-против потока. Сами же обнаружили ошибку и попросили, чтоб работники нашей обслуживающей организации РЭП произвели перестановку.
Теперь в годовом отчете УК появилась строка»установка ОПУ» ,списано 2500 руб со счета текущего ремонта. Или вообще установка ОПУ обязана оплачиваться собственниками всегда? Правомерно? Если нет, как оспорить?
Обязана ли я оплачивать графу в квитанции (установка ОПУ тепло) общедомовых приборов учета, если я ничего не подписывала и согласия не давала, а сумма не малая 5000 руб.
В доме установлен ОПУ по теплу в феврале в марте предъявлена жильцам стоимость за установку этого прибора с какого времени нужно считать Гкал по этому прибору-с апреля, марта, февраля?
Я живу в посёлке в 46 квартирном доме. Все квартиры в частной собственности. Без всякого разъяснения нам поставили счётчики опу./по э/энергии сотрудники жко. Объясните мне пожалуйста правомерно ли была установка этих приборов?
Объясните, пожалуйста, правомерно ли требование МУП ЖКХ оплатить установку общедомового прибора учета, который был поставлен при проживании предыдущего собственника квартиры, которому выдали справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, умолчав о долге по ОПУ? Мне, как новому собственнику, выдают справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, включая в нее долг по ОПУ, объясняя это тем, что квартира осталась на месте, а вместе с нею и долг. Данная квартира была мною куплена.
УК установила ОПУ по воде на наш мк. Должна ли УК известить жильцов о том, что данный прибор установлен 27 июля, а сумму за установку предъявить в квитанции за июль? Или в квитанции за август? Как правильно?
Управляющая компания установила один ОПУ на отопление и гор. воду на два совершенно разных дома, один и этих домов неблагополучный, счетчики ставить не будут никогда и воду экономить тоже, количество зарегистрированных и фактически проживающих не совпадает.. В результате я плачу по индивидуальному счетчику 500 р за гор воду, плюс ОДИН 750 р, т.к перерасход воды считают с двух домов! Правомерна ли установка одного ОПУ на два дома? Как бороться с теми, кто не ставит счетчики, чтобы снизить ОДИН?
У нас двух этажный 18-ти квартирный дом. У становили в подвале прибор учета ХВС и появилась графа в квитанции установка ОПУ ХВС. Ежемесячно платим по 17 р.75 к. деньги конечно не большие, но в бухгалтерии сказали, что будем платить 4 года. Получается что счетчик из золота?
Одна сторона участка имеет ломаную линию, что затрудняет использование и установку забора. Эта же линия является красной. В Глав ОПУ писали заявление на расширение участка. Пришёл отказ с указанием на территорию общего пользования. Каким образом можно выровнять границу участка с увеличением (не значительным) территории.
Правомерно ли, что в квитанции кроме пункта — содержание жилья, стоят строчки к оплате так называемых общедомовых нужд, в частности: расход холодной и горячей воды, потребление электроэнергии для освещения подъезда, установка ОПУ (охранной сигнализации) на двери подвалов, вывоз снега в зимнее время, ремонт стыков и т. д. суммы меняются в катастрофической прогрессии.
Скоро у нас Теплосети собираются ставить ОПУ на тепло. Однако в нашем доме уже давно установлен по какой-то программе шведский теплопункт со счетчиком, с которого теплосети сейчас и снимают показания. Счетчик работает исправно и мы также исправно платим за тепло. Вопрос на каком основании Теплосети настаивают на установке нового счетчика.
С уважением, председатель совета дома,
УК установила прибор учета тепла в МКД (акт ввода в эксплуатацию от 27.09.2012) без проведения собрания собственников, т.е. без согласия собственников. 6 октября 2015 года собственники получили квитки об оплате КУ за сентябрь 2015 с дополнительной строкой Установка ОПУ 6000 р (в зависимости от площади примерно 5000 на 40 квартир, итого 222000 руб за установленный счетчик). Собственники, естественно не согласны. УК сменилась в декабре 2015 года. УК подало в суд за неуплату КУ в январе 2016 года. В суде давить на навязанные услуги. Или сроки исковой давности.
Вопрос для Юристов: я собственник нежилых помещений (подвал и 1 этаж) в 3 этажном доме, т.е. почти 1/2 части дома. У меня стоит ИПУ на отопление — поверка, акт приемки в эксплуатацию есть. ОПУ на доме — нет. с 2009 года платил теплоснабжающей организации (ТО) по счетчику, но с 2016 года идет судебная тяжба (эта проблема по всему Волгограду) ТО требует со всех у кого ИПУ оплату по площади по ПП РФ №354. СУДЫ по разному выносят решения, единого мнения нет.
ТЕПЕРЬ ПОДОШЛИ К ГЛАВНОМУ:
28.12.2016 г. вышли изменения к ПП РФ №354, где вообще упраздняются ИПУ (за исключением 100% установки ИПУ во всем МК, а такое практически невозможно) и расчет за отопление производится только по площади, т.о. оплачивать за фактическое потребление отопления собственники с этого момента лишены права, в нарушении ГК РФ.
ЧТО ДЕЛАТЬ? ВОПРОС КАСАЕТСЯ ВСЕЙ СТРАНЫ, как собственников жилых, так и нежилых помещений и многих предпринимателей.