Тыл и фронт акустика что это?

Тыл и фронт акустика что это?

Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях

Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях

Впервые с этими терминами пользователь сталкивается, когда планирует собрать домашнюю музыкальную или кинотеатральную систему. Такие аудиокомплексы в обязательном порядке включают в себя фронтальную акустику, центральный канал, тыловые громкоговорители и басовик. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой фронтальная и тыловая акустика.

Что такое фронтальная акустика

Первое, что необходимо запомнить: фронтальные громкоговорители ответственны за первое впечатление от аудиокартины. Качество выдаваемого системой звука напрямую будет зависеть от качества изготовления фронтальной акустики.

Поэтому, как правило, на фронтальной акустике не экономят, приобретая для выполнения «передовых» обязанностей напольные модели (например, Yamaha NS-777 или DALI Ikon 6 MK II). Чуть меньшей популярностью в качестве фронт-спикеров пользуются полочники (Klipsch RB-81 II и Heco Victa Prime 302) и настенные комплекты (Monitor Audio SHADOW 50 или Paradigm Cinema 200).

Ну а встраиваемая акустика (Klipsch KL 7800 THX или Klipsch R-5800-W II) — аутсайдер по частоте использования в этом случае. Дипольные же аудиокомплексы вообще не применяют в качестве фронтальных громкоговорителей. При выборе модели ориентируются на финансовые возможности и возможность размещения системы в комнате.

Полочники Klipsch RB-81 II

Есть и другие особенности, которые нужно учитывать при выборе. Например, полочная акустика может быть либо вовсе без диффузора либо с диффузором, расположенным в передней или задней части конструкции.

Встраиваемая в стену акустика Monitor Audio WT 165

Дело в том, что при размещении диффузора на задней стенке корпуса, такие системы нужно ставить не ближе 30 см от стены. Также полочный вариант предполагает наличие альтернативы: поместить систему на полке или закрепить на стойке.

Акустика Heco Victa Prime 302

Что такое тыловая акустика

Тыловая акустика отвечает за разнообразие мельчайших аудиоотенков. Она обеспечивает максимально плотный звуковой узор. Для такой подзвучки оптимальным решением станет полочный комплект (Monitor Audio Bronze 1 или Dali Lektor 1) или настенный вариант (Monitor Audio Bronze FX или DALI Ikon On-Wall MK II).

Полочный комплект акустики Monitor Audio Bronze 1

Здесь, наоборот, диффузор находится в передней части, поскольку при расположении у задней стенки он не даст никакого эффекта. Устанавливать такую акустику можно на подставке либо на стене.

Акустика Dali Lektor 1

Также можно использовать в качестве тыловых спикеров акустику, встраиваемую в потолок (Klipsch R-1800-C II или Monitor Audio CT 180) или в стену (Klipsch R-1650-W II или Monitor Audio WT 165).

Встраиваемая в потолок акустика Klipsch R-1800-C II

Общие нюансы

* Если размеры квартиры и состояние кошелька позволяют, то лучше всего будет оборудовать для домашнего кинотеатра отдельную комнату.
* Как правило, изготовители выпускают серию устройств, в которой представлены и тыловая, и фронтальная акустика. Приобретение комплектов из одной серии обеспечит вам максимальную синхронность звучания динамиков. Кроме того, в состав одного набора устройств обычно входят также центральный канал и сабвуфер.
* Фронтальные громкоговорители должны обладать немалым показателем мощности. Обращайте внимание на этот показатель при покупке.
* Если вы остановились на варианте встраиваемой акустики, помните, что для таких динамиков нужно оставлять 10 см в глубину. Проще всего встроить спикеры в гипсокартон. А вот в кирпич и бетон акустику встраивают гораздо реже.

New-Reality

Домашние кинотеатры, акустические системы, умный дом установка «под ключ»

Фронтальные колонки это задние или передние

Фронтальные и задние колонки в чем разница

Фронтальные колонки — главный компонент домашнего кинотеатра. Именно через них проходят основные каналы звука, составляющие основу любого саундтрека. Остальные каналы — тыловые, сабвуфер, центр — являются, по сути, вспомогательными, подмешивающими в основной сигнал фоновые шумы, речь, воспроизводящие низкие частоты. При необходимости без них можно обойтись, но игнорировать сигнал, который транслирует акустика фронтальная, нельзя. В любых системах, будь то 5.1 или 7.1, главным элементом являются фронтальные колонки, а остальные лишь добавляют объм и усиливают эффект присутствия.

Фронтальные колонки это задние или передние?
Фронтальные колонки располагаются перед слушателем в непосредственной близости от телевизора или экрана как показано на картинке ниже.

Основные требования и параметры

Фронтальные акустические колонки транслируют основной сигнал с любого источника — мп3 плеер, ТВ или интернет. Современный формат подачи аудиоданных представляет собой стереопару, двухканальный сигнал, предназначенный для воспроизведения парой наушников или акустических систем. Это обусловлено строением человеческого организма, в частности — слухового аппарата. Фронтальные колонки, использующиеся для домашнего кинотеатра, реализуют стереофонический звук, состоящий из двух каналов — левого и правого. Небольшие расхождения между ними создают эффект объема, ощущение пространства.
Чем выше качество акустики, тем реалистичнее звук, меньше искажений, отсутствуют фоновые и паразитные призвуки. Поэтому требования, предъявляемые к фронтальным системам, намного жестче, чем к остальным компонентам. Для получения хорошего звука необходима акустика с минимальным уровнем искажений, возможностью воспроизводства частотного диапазона, соотносимого с возможностями восприятия человеческого уха. Для изготовления акустических систем высшего уровня используются специальные материалы и технологии, большинство из которых являются секретными «ноу-хау» производителя.
Важным показателем является динамический диапазон, соотношение между уровнями наиболее тихого и самого громкого сигнала. Чем он шире, тем реалистичнее, естественнее звучание. Качество звука во многом зависит от конструкции динамика. Для воспроизведения низких частот нужен диффузор большого диаметра, с повышением частотной характеристики размеры динамиков уменьшаются. Современные фронтальные системы многополосные, т.е. имеющие несколько динамиков, «ответственных» за определенный частотный диапазон. Количество полос фронтальных колонок определяет, на сколько частотных «слоев» разделен звук. Существуют простые двухполосные системы, имеются и многополосные колонки, позволяющие максимально тонко регулировать частотную палитру звука.

Расположение фронтальных динамиков

Существуют специальные требования к установке акустики домашнего кинотеатра. Фронтальная колонка, расположение которой не соответствует этим нормам, не сможет создать нужный эффект. Оптимальными условиями являются:

  • Левая и правая фронтальная колонка должны быть расположены на 30-35 градусов влево и вправо от центральной оси направления
  • Расстояние между колонками в идеале должно быть равно расстоянию от слушателя до каждой из них, т.е. колонки и слушатель должны образовать вершины равностороннего или хотя бы равнобедренного треугольника.
  • Громкоговорители должны быть направлены ​​в центр зоны сидящих мест слушателей, располагаясь не параллельно линии стены, а по осям треугольника, образованного слушателем, левой и правой колонками. Это поможет избежать возникновения «акустической ямы», образующейся при неправильном угле излучения динамиков.
  • Высота размещения центра динамика в идеале должна быть равна центру видеоизображения.
  • Не следует устанавливать акустику вплотную к стенам. Звук будет передаваться материалу стен, который начнет резонировать, гудеть на определенных низких звуках. Кроме того, все соседи по дому (не только те, что живут через стенку) будут вынуждены разделять музыкальные пристрастия владельца колонок, что чревато скандалами и конфликтами.

В случае отклонения от идеального расположения колонок ситуацию может исправить настройкой эффектов с помощью АВ-ресивера или процессора.

Виды исполнения громкоговорителей

Существуют разные варианты исполнения фронтальных колонок для домашнего кинотеатра. Рассмотрим их подробнее:
Напольные
Устанавливаются прямо на пол, что делает возможной оптимальную настройку или быстрое изменение положения при необходимости. Обычно имеют продолговатый, довольно высокий корпус, обеспечивающий приблизительное расположение динамиков на уровне головы сидящего человека.
Полочные
Устанавливаются на полки, закрепленные на стене. Необходимо следить, чтобы колонки не были прижаты к ней, особенно, если сзади имеется фазоинвертер. Высота полок должна обеспечивать оптимальную высоту акустики относительно головы сидящего слушателя.
Подвесные
Подвеска колонок позволяет убрать мешающие провода и максимально акустически развязать громкоговорители с полом или стенами квартиры. При этом, приходится делать отверстия в потолке, что может быть невозможным — например, мешает натяжной или подвесной потолок. Существуют также настенные подвесные акустические системы, позволяющие более точно настроить положение, но плотно соприкасающиеся со стенами и передающими им вибрацию.
Встраиваемые
Этот вариант позволяет несколько скрыть акустику, сделать ее менее выделяющейся в интерьере комнаты. Проблема может возникнуть из-за появления лишнего объема, резонирующего на собственной частоте и искажающего звучание.
Установка на твердую опору
Для акустической развязки колонок с полом используются специальные массивные подставки, препятствующие передаче колебаний от корпуса к напольному покрытию или иным материалам, хорошо распространяющим звуковые волны. Распространено использование в качестве подставок мраморной плиты толщиной от 2см. Она устанавливается на специальные шипы, исключающие прикосновение плоскости плиты к полу. Использование таких подставок устраняет искажение низких частот, гудение и паразитные резонансы, звук становится чище, низкие частоты — мягче. Ставить колонки прямо на мрамор не рекомендуется, следует использовать шипы или приклеить резиновые ножки.

Подключение качественным кабелем

Подключение фронтальных колонок домашнего кинотеатра должно производиться качественным акустическим кабелем. Обязательно соблюдать фазность подключения — если на усилителе провод присоединен к красному контакту, то на колонке надо его также подключать к красному, иначе можно вызвать акустическое короткое замыкание с потерей качества звука. Если на колонках установлены по две пары клемм на каждый контакт, то можно использовать систему подключения Bi-Wiring, когда от усилителя идет двойной провод к каждому из контактов. Существует также система подключения Bi-amping, когда к акустике с двумя парами клемм присоединяется два усилителя (на одну пару клемм один, а другой — на вторую пару). Такой способ позволяет добиться высокого качества звучания и уменьшить искажения.

Сайт установщиков

  • Уроки установщиков
  • Защита от угона
  • Автозвук
  • Разное

Полезные советы. Тыловые АС — когда они нужны.


Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.

Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом, техническим консультантом компании «Русская Игра».

Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.

НУЖНЫ ЛИ ТЫЛОВЫЕ ДИНАМИКИ?

По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой. Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС. Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.

РОЛИ ТЫЛОВЫХ ДИНАМИКОВ.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд ситуаций, где без них просто не обойтись.

На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.

ЗВУК ВОКРУГ


Суть данной установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку. Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в передние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.

SOUND BOARD, ИЛИ ЗВУКОВЫЕ ПАНЕЛИ

Этот вариант установки – самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции – в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука. Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух- или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название0, устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.

ОЗВУЧИВАНИЕ МЕСТ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ


Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле – забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливать не в заднюю полку, а по аналогии с фронтальными – в дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте – спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.

ТЫЛОВОЙ КАНАЛ КАК ДИФФУЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗВУКОВОЙ КАРТИНЫ

Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.

Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные СЧ-динамики типоразмера 3,5 – 5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 Гц до 4-5 кГц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.

МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Если в предыдущих вариантах установки тыловых каналов есть свои сторонники и противники, то в форматах многоканального звука Dolby Digital и DTS тыл является частью концепции построения и его наличие обсуждению не подлежит. Как показала практика, при монтаже многоканальных систем следует руководствоваться теми же принципами, что и в домашней технике. Для построения тылового канала необходимо использовать динамики с максимально широким диапазоном частот (звук в этих системах изначально прописан в диапазоне от 20 до 20000 Гц). Устанавливать динамики желательно как можно выше – например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.

СОПРЯЖЕНИЕ С КАНАЛОМ САБВУФЕРА

Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?

Теоретически – да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика, пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит – проблемы с согласованием в данных системах не существует. Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания. Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС;достаточно вспомнить, что в тестах “Car&Music” не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.

КАК УСТАНОВИТЬ И КАК НАПРАВИТЬ ДИНАМИКИ ТЫЛОВОГО КАНАЛА

Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое – максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее – с кузовом хэтчбек. Второе – избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье – не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.

Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того – воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 4-5 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний. Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.

ВЫВОД

Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана – все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.

Материал предоставлен журналом Car&Music, №4/2004.

Полезные советы по выбору автозвука, подключению, настройке.

Outlander XL 2007 — 2012 г.в. — Электроника, мультимедиа, навигация Элекрооборудование, мультимедиа, навигация и проч.

Изображения
Мои изображения
Загрузить изображения
Все изображения
К странице.

Как правильно потратить деньги на озвучивание автомобиля

Перед тем как истратить деньги определите для себя – сколько Вы сможете потратить средств сразу и в дальнейшем на озвучивание своего автомобиля. Отговорки, что у автомобиль старый — не принимаются – в противном случае Вы до сих пор пользовались бы черно-белым телевизором и бабушкиным грамофоном. Все зависит от того, к какой категории любителей автомобильного звука Вы относитесь. После этого можно идти в магазин и определяться с выбором аудиосистемы с квалифицированным консультантом и лучше с тем, кто потом все это будет Вам устанавливать в машину. Для того, чтобы общаться с продавцом на одном языке и реально представлять что Вы можете иметь в своем авто, с какими проблемами столкнуться – прочтите несколько советов.
Любая автомобильная система начинается с компоновочной схемы, в которую может входить не только автомагнитола и две пары колонок, но и усилители, сабвуфер, чейнджер, различные провода и монтажные принадлежности

Основные заблуждения.
1. Лучшие модели только у фирмы …..
Любая схема начинается с головного устройства (магнитола, CD – ресивер), но надо помнить одно простое правило: не существует фирм-производителей, выпускающих идеальную продукцию, существуют удачные модели у каждой фирмы. Правда это утверждение касается моделей одной ценовой категории.
2. Акустика должна быть изготовлена той же фирмой, что и магнитола…. Динамик остается динамиком независимо от того где его изготовили.

2. Бюджетная схема – если для Вас музыка в салоне автомобиля является только фоном, который помогает бороться с шумом дорожного покрытия и скрипом пластмассы на кочках.
Схема 1. Предполагает наличие головного усройства (автомагнитола, CD-ресивер), передней и задней акустики.
Основной плюс этого выбора – стоимость
Основной недостаток — как бы Вы не изощрялись – на пике громкости будет появляться характерное «хрюкание» колонок, которое все почему-то приписывают слабой акустике.
Но дело кроется в искажении сигнала, которое идет от магнитолы и в общем-то колонки играют то, что на них подается. Даже в этой схеме – выбор достаточно большой от магнитофонов за 500 рублей (с отвратительным качеством приема радиосигнала) до самых дорогих ( в которых нет смысла, так как их цена обусловлена уже в большей степени их возможностями подключения – усилителей и сабвуферов).
При выборе этой схемы правило одно – стоимость магнитофона должна соотноситься со стоимостью акустики. Никому же не приходит дома мысль к старому магнитофону для улучшения звука купить дорогую акустику, или слушать современный музыкальный центр от акустики из радио.

Основные заблуждения.
1. Лучше поставить мощную акустику назад

Вы же не сидите спиной к оркестру? Поэтому если решили поставить две колонки – лучше спереди, хотя звуковой образ, сформированный без использования тыловых излучателей будет неполным, но основное их назначение – создание «эффекта зала» за счет имитации отраженного звука.
2.Чем выше мощность магнитолы и акустики, тем чище и громче она будет играть
Громкость и чистота воспроизведения звука зависят от других параметров. А для улучшения звучания можно использовать в качестве передней любую компонентную акустику с раздельным воспроизведением высоких и средних частот.
Стоимость такой схемы может колебаться от 1000 до 12000 рублей. Если Вы планируете истратить больше — лучше выбрать упрощенную схему Hi-Fi..

Схемы Hi-Fi и Hi-End, где же грань?
Схема 2. головное устройство, передняя компонентная акустика, подключенная через двух канальный усилитель, тыловая акустика подключенная от хвоста автомагнитолы. Неоспоримый плюс этой схемы – возможность слушать музыку на полную громкость при минимальном вложении. Существенный недостаток – невозможность воспроизвести весь частотный диапазон. Не будет хватать басов.
Основное требование к магнитоле – наличие не менее одного линейного выхода.
Схема 3. Содержит в себе головное устройство, переднюю компонентную акустику и усилитель с сабвуфером. Главное отличие такой схемы в том, что она является более гибкой и позволяет добиться более высокого уровня звука. Основной недостаток – на пике громкости (так как акустика будет подключена от магнитолы) – появление «хрюкания». Это схема больше подходит тем, кто при наименьшем вложении хочет добиться более полного спектра воспроизводимых частот при средней громкости.
Схема 4. Содержит в себе головное устройство и подключенные от усилителей (либо 2 двух-канальных, либо 1-го четырех канального) переднюю компонентную акустику и саббуфер. Головное устройство должно иметь не менее 2 линейных выходов – для подключения усилителя. Наиболее часто используемая схема. Единственным недостатком является, как ни парадоксально, Ваша способность довести систему до ума путем вложения средств в качественный и профессиональный монтаж, который включает:
— выбор оптимальной принципиальной схемы набора компонентов
— доводку элементов салона и электрооборудования до требуемых акустических свойств и потребностей в электропитании
— послеустановочную юстировку акустических параметров аудиосистемы.

Схемы 5.6.7 и т.д. рассчитаны уже на истинного меломана, способного терпеливо решать вместе с установщиками выбор и подбор необходимых компонентов под свой музыкальный вкус. Эти схемы достаточно сложно описать в рамках этого буклета.

Что такое Hi-End ответить еще сложнее – до сих пор нет единой классификации – если описать словами – это когда достигается эффект первичного помещения, когда будет слышно, как Леннон сглатывает слюну, а у Гилмора дрожит незакрепленная часть струны на колках. Иными словами – все ради звука и никаких компромиссов.

Поговорим о составляющих
Автомагнитолы
– основные отличия за которые Вы платите– дизайн, наличие УКВ диапазона, встроенный эквалайзер, возможность подключения CD-чейнджера, усилителей. Выбирать лучше в зависимости от схемы, которую Вы собираетесь установить в свой автомобиль – чтобы не делать покупку дважды.
Кроме цифровых показателей любая акустика имеет свою «окраску» звучания. Главным критерием по-прежнему остается цена-качество.
Коаксиальная акустика – высокочастотный динамик встроен внутри широкополосного. Достоинства – более дешевая цена, чем у компонентной акустики. Недостаток – большие искажения звука. – больше подходит для недорогих магнитол.
Компонентная акустика – это широкополосный динамик и маленькие высокочастотники. За счет встроенных кроссоверов даже при использовании в бюджетной схеме удается получить достаточно качественного воспроизведения на уровне средней громкости.
Кроссоверы – представляет собой конденсатор и катушку индуктивности настроенные на определенную частоту для разделения частотного спектра в компонентной, иногда и в коаксиальной акустике. Бывают пассивными и активными.
Содержат фильтры первого, второго, третьего и четвертого порядка. Чем выше порядок фильтра – тем быстрее спадает сигнал вне рабочей полосы.
Усилители – если ответить просто – нужен для того, чтобы вы смогли слушать свою любимую музыку более громко с меньшими искажениями. Реально усиливающее устройство, размещенное в стандартной магнитоле не может обеспечить необходимого электропитания, охлаждения и как следствие высоких выходных характеристик.
Сабвуферы. Поскольку сигнал в 20Гц-150 Гц не оказывает практического влияния на стереоэффект, принято выделять его в один канал, который оформляют одной укустической колонкой — аустическим корпусом.

Монтажный комплект:
Конденсатор
– используется для стабилизации питания усилителей (демпфирования). Сглаживает работу системы в момент больших нагрузок, особенно заметен его эффект в темное время суток.
Предохранители – основное предназначение – защита силовых цепей.
Артерии звука. Любая система прочна настолько, насколько крепко ее слабое звено. Поэтому, используя некачественные, хотя и дешевые, установочные аксессуары, не стоит удивляться, обнаружив у своего детища, например, «просадку» низкочастотной составляющей на высокой громкости или вообще отключение усилителей в момент большой нагрузки.
Межблочный кабель – используется для передачи сигнала от головного устройства до усилителя. К ним предъявляются высокие требования по экранированию от электрических помех.
Акустические кабели
– представляют собой многожильный провод и предназначен для передачи сигнала на акустику.
Питающие кабели – их нелегкой задачей является снабжение силовых компнентов электроэнергией от бортовой сети автомобиля
Коротко и TV – тема достаточно давняя, но последнее время становится более доступной. В принципе в 1500 долларов можно уложиться, чтобы установить в салоне цветной телевизор и видеомагнитофон и акустическую систему, обеспечив себя (скорее всего своих попутчиков) хорошим времяпрепровождением.

Нужна ли шумоизоляция
Решив проблему шумоизоляции (дополнительно к заводской) можно снизить уровень шума на 4-5 децибел и тем самым обеспечить у себя в салоне дополнительный комфорт, а так же увеличить КПД акустической системы на 10-20%. Т.е. конечно решать Вам, но если Вы все-таки решились на Hi-Fi – то стоит это сделать ради тех средств, которые Вы вложили в аудиоаппаратуру.

Зачем нужен профессиональный монтаж
Если, в отношении бюджетной схемы сделав самостоятельный монтаж в лучшем случае вы лишитесь гарантийной поддержки продавца, в худшем «спалите» купленную аппаратуру, то во всех остальных случаях Вы можете лишиться самого главного – не получить той отдачи, ради которой Вы вложили столько средств в аудиотехнику.

Тыл и фронт акустика что это?

Сергей ТИХОНОВ, г. Камышин, Волгоградская обл.

Итак, купил я автомобиль ВАЗ-2110 в июне и сразу после оформления стал подбирать компоненты для будущей системы. В предыдущих своих авто я тоже ездил с музыкальным сопровождением собственной работы, поэтому какой-никакой, а теоретический и практический опыт накопился. Причём не только по звуку, но и по финансам было примерно понятно, что мне нужно и во что это обойдется.

Сначала я полез в Интернет и прошерстил последние номера электронной прессы на предмет «голов», усилителей, фронтов и сабов. На тот момент мой бюджет составлял около 12 тысяч рублей на всё про всё. Затем, как и следовало ожидать, пришлось ещё добавить 6 тысяч, поскольку сначала я купил двухканальник только для саба, а потом всё-таки решил, что ещё два канала усиления на фронтальную акустику будет в самый раз. «Овальный» тыл, который уже был в машине, я оставил подзвучкой для передних пассажиров.

Из музыки люблю слушать хаус, транс, рэйв и поп, поэтому вопросы линейности АЧХ в салоне были далеко не на первом месте, хотя при случае я бы из любопытства взглянул на её кривую.

Коробки пассивных кроссоверов я поставил внутрь боковых панелей, под торпедо, тащить их в двери смысла нет. Чтобы после переборки дверная обшивка не болталась, заменил все пластиковые пистоны новыми и жёстко их закрепил. Подиумы для динамиков прикрутил изнутри к обшивке саморезами с шагом 4 — 5 см и заодно, когда делал примерку, «подправил» молотком каркас двери. Эта тонкая операция понадобилась из-за того, что магнит динамика касался дверного металла.

Когда все детали стали «садиться» как надо, нанес слой силиконового герметика по периметру двери в местах стыка с обшивкой. После того как обшивка встала на место, все зазоры оказались плотно закрытыми. Акустический подиум, разумеется, я не оставил висящим на обшивке, а через втулки жёстко закрепил его на дверном металле длинными 100-миллиметровыми саморезами.

Вибродемпфирование и шумоизоляцию дверей не делал по нескольким причинам: авто будет скоро продаваться, стоимость материалов существенно увеличит бюджет, а нужные просто так у нас в магазине не купишь, то есть пришлось бы ждать, когда привезут заказ.

Единственное неудобство во время работы системы доставляет дребезг наружных ручек, который слышен в салоне даже при закрытых окнах. Не знаю, что с этим делать, снять их, что ли, совсем.

С ними всё было просто, одно отверстие в панели стойки — и корпус стоит вдоль лобового стекла. Для эстетики, конечно, неплохо было бы их врезать внутрь накладок, но решил так не делать всё по той же причине — при продаже будут зиять дыры. Если в ближайшее время машину не продам, переделаю обязательно, обещаю.

В наборе с пищалками было два комплекта корпусов: для крепления в стойку (как на фото) или на панель в угол, где талон техосмотра. Я попробовал оба и остановился на варианте «в стойку». Кстати, пищалки могут поворачиваться в корпусах на небольшой угол, хотя какого-либо влияния на звуковую сцену мне обнаружить не удалось.

Сначала сабовый двухканальник стоял за задней спинкой рядом с сабвуфером. Когда я разжился ещё двумя каналами, решил поставить усилитель под водительское сиденье. Соображения были простые — длина проводов, причём всяких, межблочных, акустических и силовых. Всё-таки 5 метров до багажника больше, чем 1,2 под сиденье.

Покупать межблочник не стал, а спаял его сам, заменив тот, который входил в комплект Mystery. Приобрёл восемь штук RCA-разъёмов (экранированный провод из бескислородной меди у меня был) и за один вечер на пару с паяльником сделал всё в лучшем виде.

Чтобы закрепить усилитель под сиденьем, последнее пришлось открутить и опрокинуть. Протянул под войлоком провода, аккуратно их уложил и подключил к входам и выходам усилителя.

В результате получился только один длинный провод — акустический от усилителя до саба в багажнике.

Компонент был уже готов к употреблению (ЗЯ, объем 35 л), поэтому поставил его за сиденьем и закрепил уголками к кузову в трех местах.

«Голову» настроил так: фронтальные и тыловые каналы через ВЧ-фильтр 2-го порядка с частотой среза 50 Гц, а сигнал на сабвуферном выходе — зеркально, с той же частотой среза, но через НЧ-фильтр

2-го порядка. В кроссовере усилителя для фронтальных каналов я дополнительно включил фильтр ВЧ с той же частотой среза 50 Гц и получил в сумме фильтрацию 4-го порядка. Пара каналов, которая идёт мостом на саб, включена без фильтрации. Когда я настраивал систему на музыкальном материале, мне показалось, что саб надо резать или чуть выше, на 80 Гц, но 4-м порядком, либо оставить как есть, 50 Гц и 2-м, иначе возникает ощущение, что саба «не хватает».

Чтобы согласовать сабвуфер с остальной акустикой по фазе, сначала отключил тыл и оставил фронт с сабом. В «голове» есть переключатель фазы сигнала на сабвуферном выходе, и я попробовал оба варианта на музыке с чётким басом. Разница сразу ощущается, низы или чёткие, или смазываются. Запоминаем выбранный режим, NOR или REV на экране «головы».

Затем, не трогая сабвуферный канал, отключаем фронт и включаем тыл. Здесь проще: если фазировка тыловых каналов и сабом нарушена, то уровень баса субъективно намного меньше. Эту разницу услышать намного легче, чем при согласовании с фронтом.

Если для нормального звучания фазу саба придётся поменять, например, для фронта подходит положение NOR, а для тыла приходится переключатся в REV, тогда необходимо перекинуть провода на самих динамиках тыла. И в нашем примере для тыловых динамиков нормальное звучание будет уже при фазе саба NOR, а не REV.

Всё, с настройкой фазы саба покончено. Могу добавить, что задержки по звуку от саба, тем не менее, остались, около 6 мс по программе JBL Speaker Shop. Это заметно на ритмичных композициях, но далеко не на всех.

Поскольку мидбасы избавлены от самых низких частот, фронтальные — даже 4-м порядком, громкость можно крутить смело без страха услышать неприятные призвуки. И, как показала эксплуатация этой системы, звуковое давление начинает «давить» на уши задолго до того, как полезут искажения. Это не может не радовать.

ТИП СИСТЕМЫ аудио

СОСТАВ 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер

ИСТОЧНИК Pioneer DEH-P6700MP

УСИЛИТЕЛЬ Mac Audio MP 4000

АКУСТИКА Ivolga SC 6.21, Sony XS-F693R

САБВУФЕР Ivolga Drive 12C

Поставив усилитель для фронта, я получил совсем другое качество звука, несравнимое с усилителем головы, и, кроме этого, смог сделать фронт громче, чем тыл, даже в нулевом положении фейдера. А значит, вся звуковая сцена впереди без ущерба для общей громкости.

Установка тыловой акустики в автомобиле: нужно ли ставить? Если да — то как правильно?

Дядя Митя

АудиоДоктор

Тыловая акустика в автомобиле. Правильная установка и типичные ошибки.

К сожалению в подавляющем большинстве поступающих вопросов содержится огромное число ошибок и непонимания, связанные с установкой тыловой акустики.
Особенно при совместном использовании с сабвуфером.
Поробую в этой теме сделать что-то типа матчасти по правилам и целесообразности установки тыловой акустики в авто.

ЧАСТЬ I. Когда НЕ надо ставить и почему?
«Самое глупое что может сделать человек в своей жизни — это установить в своей машине в заднюю полку «блины»* и поставить вдобавок к ним сабвуфер!» (цитата моя)
Типичный пример звуков преисподней: ВАЗовская классика (2106/2107), тюнингованная под «пацанмобиль». В задней полке «блины» (долбят, именно долбят. ), в
багажнике надрывается сабвуфер. Зачастую при этом фронтальная акустика отсутствует вообще!
К автозвуку и ЗВУКу вообще это не имеет никакого отношения. Улица озвучена, а вот салон авто — нет!
Теперь объясню почему.
Во-первых. Физиологически слуховой аппарат человека оптимизирован для приёма звуковой информации спереди, диаграмма направленности примерно 130 грудусов.
Звук сзади мы слышим переотражённый и соответственно с потерями.
Во-вторых, кроме переотражённых в схеме «динамик в задней полке — заднее стекло — лобовое стекло — слушатель) в схеме тыл + сабвуфер будет придутствовать
интерференция (взаимное наложение — усиление или ослабление) между фронтом и тылом, и кроме того давление Нч — волн от сабвуфера на диффузор динамика, в
результате чего он будет работать в неестейственном режиме — на слух это неприятные искажения.

ЧАСТЬ II. Когда надо ставить и как!
Тут всё более менее просто. 3 случая:
1. Для пассажиров на заднем сиденье.Если у вас в авто схема фронт + саб то пассажиры сзади будут слышать в основном бас. Хотите учесть их интересы?! — устанавливайте акустику в задние двери!
Достаточно будет 16,5см коаксиальных. Не обязательно (даже скорее не желательно) пускать их через внешний усилитель — для подзвучки будет достаточно подключить их с головного устройства. Хороший вариант если твитер будет поворотным, как у Morel Tempo Coax 6
На двери делаем шумовибро изоляцию (ШВИ), так же как и с передними вообщем.

2. Если система в авто многоканальная.
Ну тут всё просто — источник (ГУ) — DVD-ресивер со встроенным декодером по схеме 5.1. Отдельно выделен и усиливается
центральный канал. Тут как в домашнем кинотеатре — на каждый канал идёт свой сигнал.

3. Тыл как замена сабвуферу.Это самый распространённый вариант в случае бюджетной установки.
Но должен отметить, что действительно хороший результат можно получить только в авто в кузове седан! Это когда вас будут спрашивать «А какой саб у тебя стоит?!» в то
время когда у тебя лишь 2 «блина» в полке! Отличные результаты, кстати, будут в той же ВАЗовской классике!
В хэтчбеке или универсале какая бы полка не была нельзя салон от багажника изолировать так, как в седане.
Чтобы динамики работали в режиме сабвуфера соответственно надо обрезать их ФНч герц до 100 — выше будут локализоваться (т.е. вы будете слышать, что бас — сзади)
Сейчас во многих ГУ подобные настройки присутствуют, например у Pioneer.
Хороший вариант «блинов» для подключения напрямую с ГУ — например DLS M1269

Совет дня: Ставте «блины» в полку скрыто — под акустически прозрачную ткань! Такие полки продают готовые:
http://www.auto-zvuk.ru/index.php?action=products&catalog_id=1
или делаются самостоятельно из фанеры/МДФ.
Во-первых динамиков не видно, это «профилактика криминогенной обстановки».
Во-вторых ткань препятствует попаданию в зазор между катушкой и магнитом различного мелкого мусора/пыли — очень распространённая причина появления
неприятных призвуков типа скрежета.

блины» — они же «яйца», овалы» — динамики типоразмера 6х9″. Изначально форма разрабатывалась именно для автомобильного применения и именно для задней
полки автомобиля. Смысл был в получении большЕй площади диффузора на узкой поверхности — именно как источник баса — низких частот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]