Технадзор в строительстве что это?

Технадзор в строительстве что это?

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468)

ГАРАНТ:

См. также Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009), утвержденное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».

Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль

Услуги

Строительство зданий — это процесс, нередко сопровождаемый всевозможными несостыковами и отхождениями от требований документации. В результате погрешностей объем, качество и стоимость реализованных работ не соответствуют смете. Виновником подобных ситуаций является подрядчик, и, чтобы избежать подобных проблем, в работе принимает участие заказчик, осуществляющий технадзор. С помощью уполномоченного лица вовремя выявляются и предотвращаются всевозможные нарушения.

Особенности функций технического надзора заказчика

Технадзор — это процесс, состоящий из целого комплекса действий. В первую очередь обеспечивается соблюдение условий входного контроля. Заказчик контролирует качество покупаемого стройматериала и его соответствие стандартам и нормам. Аналогичной проверке поддается рабочее оборудование и техническая документация. От выполнения входного контроля напрямую зависит безопасность и качество функционирования объекта.

Следующим этапом является обеспечение надлежащих условий хранения материалов. Также это касается отслеживания соответствия нормам складирования. Все это в комплексе обеспечивает сохранение базовых свойств материалов для дальнейшего применения в строительстве. Несоблюдение стандартов хранения/складирования приводит к негативным последствиям, таким как сокращение срока службы постройки, а также нарушение ее устойчивости.

В функции технического надзора заказчик входит контроль соблюдения технологий строительства. В задачу входит не только надзор за действиями контроля подрядчика, но и за действиями рабочих. От их совокупной работы зависит прочность и устойчивость будущего сооружения. Немаловажную роль в процессе строительства играет наблюдение за соблюдением регламентированных технологических режимов, а также осуществлением отдельных монтажных мероприятий.

В технадзор входит осмотр проведенных скрытых работ, а также оценка соответствия реализованных задач проектно-сметным документам. Последнее мероприятие проводится вместе с подрядчиком, после чего подписываются 2-сторонние акты. Финальным этапом осуществляется итоговая оценка возведенного здания, а также его соответствие нормативным и проектным документам.

По мере необходимости заказчик может осуществлять технический надзор за иными действиями подрядчика с точки зрения правового поля. Специалисты компании «Стройпроект» окажут вам квалифицированную помощь в данных вопросах, гарантируя качественный результат! Звоните по телефону 8 495 153 53 16!

Функции технического надзора заказчика

Строительство зданий — это процесс, нередко сопровождаемый всевозможными несостыковами и отхождениями от требований документации. В результате погрешностей объем, качество и стоимость реализованных работ не соответствуют смете. Виновником подобных ситуаций является подрядчик, и, чтобы избежать подобных проблем, в работе принимает участие заказчик, осуществляющий технадзор. С помощью уполномоченного лица вовремя выявляются и предотвращаются всевозможные нарушения.

Особенности функций технического надзора заказчика

Технадзор — это процесс, состоящий из целого комплекса действий. В первую очередь обеспечивается соблюдение условий входного контроля. Заказчик контролирует качество покупаемого стройматериала и его соответствие стандартам и нормам. Аналогичной проверке поддается рабочее оборудование и техническая документация. От выполнения входного контроля напрямую зависит безопасность и качество функционирования объекта.

Следующим этапом является обеспечение надлежащих условий хранения материалов. Также это касается отслеживания соответствия нормам складирования. Все это в комплексе обеспечивает сохранение базовых свойств материалов для дальнейшего применения в строительстве. Несоблюдение стандартов хранения/складирования приводит к негативным последствиям, таким как сокращение срока службы постройки, а также нарушение ее устойчивости.

В функции технического надзора заказчик входит контроль соблюдения технологий строительства. В задачу входит не только надзор за действиями контроля подрядчика, но и за действиями рабочих. От их совокупной работы зависит прочность и устойчивость будущего сооружения. Немаловажную роль в процессе строительства играет наблюдение за соблюдением регламентированных технологических режимов, а также осуществлением отдельных монтажных мероприятий.

В технадзор входит осмотр проведенных скрытых работ, а также оценка соответствия реализованных задач проектно-сметным документам. Последнее мероприятие проводится вместе с подрядчиком, после чего подписываются 2-сторонние акты. Финальным этапом осуществляется итоговая оценка возведенного здания, а также его соответствие нормативным и проектным документам.

По мере необходимости заказчик может осуществлять технический надзор за иными действиями подрядчика с точки зрения правового поля. Специалисты компании «Стройпроект» окажут вам квалифицированную помощь в данных вопросах, гарантируя качественный результат! Звоните по телефону 8 495 153 53 16!

Как закупить строительный контроль по 44-ФЗ

Строительный контроль 44-ФЗ — это закупка услуг по проведению проверки документов поставщиков на соответствие техническим требованиям, установленным стандартам и регламентам. Такие заказы осуществляют по особым правилам.

Формируем закупочную документацию и проект контракта

По правилам тендеры по строительному контролю включают в план-график, равно как и другие заказы: проводить закупки, не учтенные в документах планирования, нельзя (ст. 16 № 44-ФЗ).

Перед тем как провести торги, заказчик составляет основные регистры — закупочную документацию, техническое задание, проект контракта. Документы закупки следует формировать в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (п. 20 Порядка, утв. Приказом Минфина № 113н от 19.07.2019). Из КТРУ берут название услуг, единицу измерения, описание основных характеристик. Поиск проводится по ОКПД2. Вот пример таких услуг:

Требования для закупки строительный контроль описывают по правилам, установленным ст. 33 Федеральной контрактной системы. Кроме того, при подготовке технического задания надлежит руководствоваться Градостроительным кодексом, ПП РФ № 468 от 21.06.2010 и другими отраслевыми нормативами.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести строительный контроль в соответствии с актуальными градостроительными нормами. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

В ТЗ указывают и перечень контрольных мероприятий. К ним относятся (п. 6 Положения, из ПП РФ № 468):

  • проверка полноты и сроков выполнения исполнителем работ входного контроля, достоверности документов;
  • контроль исполнения подрядчиком достоверности документирования и правил хранения документов;
  • проверка порядка исполнения технологических операций подрядчиком;
  • освидетельствование скрытых работ, промежуточная приемка строительства вместе с подрядчиком;
  • контроль соответствия завершенного объекта строительства требованиям проектно-сметной и рабочей документации.

Ведомства не разработали типовой контракт строительного контроля: при подготовке проекта госконтракта учитывайте требования ст. 34 № 44-ФЗ.

Определяем НМЦК

Для закупок услуги строительного контроля действуют особые правила расчета начальной (максимальной) цены контракта. Если государственный или муниципальный заказчик проводит тендер или заключает государственный или муниципальный контракт на строительный контроль с единственным поставщиком, он использует методологию из приказа Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 для расчета цены контракта (п. 1 Порядка № 841/пр).

Начальную цену определяют по ПСД, то есть по утвержденной смете на строительные работы. Обычно расходы на проведение стройконтроля включают в сводный сметный расчет — в главу 10 сводной сметы (п. 31 Положения, утвержденного ПП РФ № 87 от 16.02.2008). Для осуществления стройконтроля предусмотрены нормативные затраты. Они определены в ПП РФ № 468 от 21.06.2010.

Инструкция определения НМЦК на строительный контроль (п. 18 Порядка № 841/пр):

  1. Пересчитываем сметную стоимость услуг на стройконтроль в текущий уровень цен (на дату определения начальной цены), применяя индекс фактической инфляции за период расчета.
  2. Умножаем показатели сметной стоимости на индекс прогнозной инфляции, установленной на период проведения строительных работ. Индекс прогнозной инфляции равен среднему арифметическому индексов на даты начала и окончания оказания услуг. Эти даты определяются по сметной документации.

Расчет начальной цены проводят по форме, закрепленной в приложении № 3 к Порядку № 841/пр.

Выбираем способ определения поставщика

Возможные способы определения поставщика для закупки стройконтроля таковы:

  1. Электронный аукцион. Заказчик оценивает участников по ценовым предложениям. Побеждает тот исполнитель, который готов провести строительный контроль по наименьшей цене.
  2. Открытый конкурс в электронном виде. Этот способ выбирают в том случае, когда ценового показателя недостаточно. Кроме цены, заказчик оценивает качественные и квалификационные характеристики участника торгов.
  3. Запрос котировок в электронном виде. Его проводят, если цена торгов — не больше трех миллионов рублей. Кроме того, заказчик обязан соблюдать лимит на годовой объем закупок путем электронных котировок (ч. 2 ст. 82.1 № 44-ФЗ).
  4. Запрос предложений в электронном виде. Запрос предложений проводят только в двух случаях. Первый — если договор строительного контроля заключен с исполнителем контракта и расторгнут в одностороннем порядке, тогда запрос предложений проводят на ту часть услуг, которая не исполнена по предыдущему соглашению (п. 2 ч. 2 ст. 83.1 № 44-ФЗ). Второй — если электронный аукцион на закупку стройконтроля признали несостоявшимся по положениям ч. 4 ст. 71, ч. 15 ст. 83.2 № 44-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 83.1 № 44-ФЗ).
  5. Закупки малого объема. Контракт с единственным поставщиком по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ заключают на сумму до 600 000 рублей и в рамках предельного показателя годового объема малых закупок.

Оформляем извещение и устанавливаем требования к участникам

Извещение составляем по тем же правилам, что и для других закупок, — вносим информацию в специальную электронную форму в Единой информационной системе. В извещении предъявляем единые требования к участникам торгов.

Кроме того, устанавливаем обязательное требование о членстве потенциального исполнителя в строительной саморегулируемой организации (п. 1 ч. 1 ст. 31 № 44-ФЗ). Стройконтроль относится к функционалу застройщика или технического заказчика, а такие функции вправе выполнять только члены СРО (п. 22 ст. 1, ч. 2 ст. 53 ГК РФ). Исполнитель подтверждает членство в саморегулируемой организации выпиской из реестра СРО (ч. 4, 5 ст. 55.17 ГК РФ). Выписка унифицирована: ее форма приведена в приказе Ростехнадзора № 86 от 04.03.2019.

Необязательно и членство в СРО для исполнителей услуг строительного контроля по контрактам на капитальное строительство, чья стоимость — не больше трех миллионов рублей (письмо Минстроя № 37059-ТБ/02 от 04.09.2018, п. 22 ст. 1, ч. 2.2 ст. 52 ГК РФ). Если заказчик откажет такому поставщику в участии и отклонит его заявку, исполнитель вправе обжаловать действия заказчик в антимонопольной службе. А ФАС с большой вероятностью поддержит позицию поставщика (решение Московского УФАС по делу № 077/06/57-16131/2020 от 29.09.2020, решение Челябинского УФАС по делу № 074/06/105-3007/2020 от 23.12.2020).

Министерство строительства не рекомендует передавать функцию по стройконтролю подрядчику строительства (письмо Минстроя № 55067-ОГ/08 от 20.12.2018). С Минстроем согласен и ФАС, который изложил собственную позицию в разъяснениях «О правомерности выполнения строительно-монтажных работ и проведения строительного контроля одной организацией. Но у региональных управлений антимонопольной службы иная позиция (решение Новосибирского УФАС № 054/06/69-1947/2020 от 06.10.2020). Специалисты ведомства ссылаются на то, что в Федеральной контрактной системе нет прямого запрета на проведение строительства и строительного контроля одним исполнителем.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Технический надзор в строительстве: функции, этапы проведения, стоимость

Комплекс мер, известный как технический надзор в строительстве, сегодня просто необходим, и это понятно любому заказчику. К сожалению, в данной сфере хозяйственной деятельности обосновалось множество бригад, не имеющих нужных знаний и опыта. Часто, привлекая специалистов со стороны, нельзя быть стопроцентно уверенным, что деньги не окажутся потрачены впустую.

С другой стороны, тщательный контроль мероприятий по возведению объекта исключает эти проблемы. Более того, подобное решение позволяет не только оценить качество проводимых работ, а также завершить строительство в установленные сроки, но и существенно снизить финансовые расходы. Согласитесь, мотивация для обращения в соответствующую организацию неплохая.

3 вида технического надзора в строительстве

Техническим надзором (или строительным контролем) называют комплекс экспертиз и проверок, проводимых с целью обеспечить соблюдение подрядчиком сроков возведения объекта, а также общих затрат, технологических и прочих вопросов, заданных проектом. В частности, проверяется соответствие качества работ, объемов и состава применяемых строительных материалов с проектными данными. Проще говоря, технический надзор контролирует качество строительства и соблюдение технологии на всех этапах и в каждом действии специалистов.

Существует несколько утвержденных видов технадзора: государственный, административно-технический, финансовый.

    Государственный технический надзор в строительстве

Проверяется соответствие строительных работ, выполняемых на участке, действующим нормативным актам и проектной документации. Уполномоченная служба госстройнадзора в процессе данных мероприятий выявляет нарушения, допускаемые исполнителем, и пресекает их.

Государственный строительный надзор выполняется как при возведении объектов строительства, так и при их реконструкции и капитальном ремонте. Экспертной оценке государственными органами должна подвергаться также проектная документация. Без проведения экспертизы данная документация признается лишь разработанным проектом или же модификацией этого проекта. Подобная проверка должна проводиться в отношении всех строящихся зданий, исключая индивидуальные и блочные жилые дома высотой не более двух этажей и площадью до 1500 кв. м, а также объекты недвижимости, получать разрешительную документацию для которых необязательно.

Административно-технический надзор в строительстве

В основном контролируется выполнение требований всех норм и стандартов, распространяющихся на строительную отрасль. В первую очередь, уполномоченные органы комплексно оценивают весь процесс строительства, реконструкции или капитального ремонта, определяя уровень безопасности работ и далее детально анализируя сметную документацию. Как результат, общие затраты могут быть оптимизированы, скорректированы сроки окончания работ.

Данное надзорное мероприятие проводится с целью эффективного контроля над расходованием выделенного заказчиком бюджета. Процесс осуществляется на протяжении всех этапов, начиная c формирования проекта и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.

Лица, имеющие право на осуществление технического надзора в строительстве

Осуществлять надзорную деятельность в строительной отрасли имеет право достаточной широкий круг юридических лиц. Этим занимаются в первую очередь различные государственные органы надзора, как федеральные, так и муниципальные. В последнем случае у местных властей есть право выдавать разрешение на организацию строительства и на ввод возведенного сооружения в эксплуатацию. Эти ведомства участвуют в надзорной деятельности на стадии приемки объекта недвижимости.

Помимо указанных лиц технический надзор в капитальном строительстве может осуществляться:

  • организациями, имеющими допуск СРО (привлекаются для надзорных мероприятий в первую очередь на крупных и технически сложных стройках по договору с заказчиком);
  • проектными фирмами (в рамках авторского надзора);
  • непосредственно заказчиками строительства либо лицами, официально действующими от их имени;
  • подрядными организациями, имеющими в штате уполномоченных сотрудников по ведению надзора.

После того, как строительные работы начались, надзорную деятельность осуществляют государственные органы, среди которых Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Инспекция по экологическому контролю. Такое право данным ведомствам предоставлено действующим законодательством.

Нормативная база для организации технического надзора в строительстве

При возникновении необходимости в проведении технического строительного надзора подрядчикам полезно изучить перечень используемой при этом нормативной документации. Можно выделить две крупные группы таких документов: регламентирующие непосредственно саму надзорную деятельность и регулирующие деятельность уполномоченных исполнителей технадзора.

В первом случае нормы и правила устанавливаются Градостроительным кодексом, различными техническими регламентами и строительными стандартами. Ко второй группе относится такая документация технического надзора строительстве как ГОСТы и СНиПы, обеспечивающие безопасность возводимых объектов; ведомственные нормативные документы, включающие в себя требования противопожарной, санитарной, экологической и иной безопасности.

7 основных функций технического надзора в строительстве

В процессе надзорных мероприятий проводится комплексный контроль:

  1. Наличия у подрядчика необходимой документации на используемые стройматериалы, а также документально оформленных результатов произведенных лабораторных испытаний (входной контроль).
  2. Качества применяемых строительных материалов. В частности, проверяются сертификаты, анализируются образцы материалов в лабораторных условиях. Уполномоченный специалист технадзора, как правило, отлично осведомлен о применяемых в строительстве и отделке стройматериалах. Это дает возможность беспристрастной их оценки. Также у инженера технического надзора имеются актуальные сведения по ценовой ситуации на рынке строительных материалов, что позволяет проконтролировать смету и предотвратить искусственное завышение подрядчиком стоимости (как это зачастую встречается на практике).
  3. Хранения и складирования строительных материалов. При этом в случае выявления нарушений уполномоченный сотрудник технадзора вправе запретить дальнейшее использование материалов в строительных работах.
  4. Технологии ведения строительства на каждом этапе. Проверка осуществляется с поэтапным фиксированием результатов в специальном журнале отчетов. Контроль также осуществляется с использованием периодической фотосъемки, а в некоторых случаях и видеосъемки с трансляцией через интернет в онлайн-режиме.
  5. Объемов работ, указанных в смете. Кроме того, контролируется соблюдение сметной стоимости и пресекается ее неоправданное превышение. Данная мера позволяет заказчику строительства снизить издержки до 20% от изначальной суммы, обезопаситься от значительного увеличения заложенных в смету расходов.
  6. Своевременного выявления и устранения недостатков в технологических процессах. Важное значение технического надзора и контроля в строительстве состоит в том, чтобы своевременно выявлять брак в производстве. Специалисты надзорных органов обладают достаточными знаниями в современных строительных технологиях и уполномочены обязывать строительные компании переделывать некачественно выполненную работу. При возникновении спорных моментов может быть проведена экспертиза, а ее результаты предоставят в суде.
  7. Соблюдения календарного графика строительных работ. Отслеживание плана организации строительства осуществляется в соответствии с договором, заключаемым со строительной компанией. Благодаря привлечению надзорных органов заказчик избавляется от необходимости следить за исполнением работ на каждом этапе.

Продолжать строительные работы подрядчик может только после формирования акта о выполнении проверок, подписанного сотрудником надзора и исполнителем. Такой документ составляется на каждом этапе графика строительства в соответствии с рабочей документацией и с действующими нормативами. Составленный акт является документальным подтверждением соответствия объекта требованиям проектной документации, ГОСТов, СНиПов и действующих законов.

4 этапа проведения технического надзора в строительстве

Проводить технический надзор процесса строительства сегодня заказчикам необязательно. Они могут по своему усмотрению решать о необходимости проведения данных мероприятий и выбирать для этого подходящую организацию. Как заказчик, так и подрядчик вправе и вовсе отказаться от услуг технадзорного ведомства, осуществив эту функцию самостоятельно. Однако привлечение третьих лиц все же является более эффективным вариантом. При этом заказчик должен иметь разрешение на строительство.

Этапы проведения технадзора:

    Создание рабочей группы

Группа формируется из специалистов, обладающих опытом работы от 5 лет. В их число должны включаться инженеры по общестроительным работам, по электросетям, по вентиляционному оборудованию и системам кондиционирования, по водоснабжению и водоотведению, а также проектировщик и сметчик-аналитик.

Проведение проверок

Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с периодичностью, указанной в договоре и зависящей от сложности объекта недвижимости. Обычно они осуществляется как минимум ежемесячно.

Формирование отчетности

Каждое контрольное мероприятие должно оформляться в виде отчета, где фиксируются выявленные нарушения, фотографии произведенных проверок, актуальные строительные графики, таблицы с финансовыми расходами, ссылки на действующие нормативные документы.

Процесс приемки здания или сооружения государственной комиссией проводится в присутствии специалистов технического надзора заказчика. Строительство объекта может продолжаться только после устранения выявленных недостатков на каждом этапе работ. Надзорное ведомство несет ответственность, указанную в договоре с заказчиком.

Стоимость услуг по техническому надзору в строительстве

На стоимость данных услуг влияет политика конкретной организации. В среднем эта сумма составляет 1-3% от общих затрат на строительство. Иногда цена достигает 5% в зависимости от определенных факторов:

  • технологии работ;
  • вида объекта;
  • сроков выполнения строительных работ;
  • сложности объекта;
  • количества специалистов, привлеченных для ведения надзорной деятельности;
  • текущей стадии строительства, на которой начнутся надзорные мероприятия;
  • количества выездов представителя технадзора на объект;
  • дополнительно оказанных услуг.

Чаще всего окончательную стоимость представитель надзорной организации обсуждает с заказчиком заранее. Помимо приведенных факторов учитывается также квалификация специалистов. Обсуждение ценообразования осуществляется до заключения договора, а в последнем должна указываться окончательная стоимость услуг. Изменять эту стоимость в дальнейшем можно только при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Эта сумма обычно окупается уже в течение первых месяцев работы при условии, что она составляет 2-5% от общих расходов на строительство. При этом по завершению мероприятий заказчику гарантируется своевременный ввод объекта в эксплуатацию, обеспечивается максимальная экономия средств, а также исключаются любые нарекания со стороны контролирующих служб.

Поскольку проведение технадзора является исключительно добровольным мероприятием, многие строительные компании стремятся сэкономить на привлечении сторонних специалистов и обойтись своими силами. Хотя крупные организации предусмотрительно включают в свой штат независимых оценщиков, следящих за ходом работ.

Компании, которые специализируются на надзорной деятельности, присутствуют в большинстве регионов нашей страны. Специалисты этих компаний обладают всеми необходимыми знаниями и опытом, в том числе ориентируются в требованиях необходимых при ведении технического надзора в строительстве СНиПов и ГОСТов. Заказчик, заключивший договор с такой организацией, впоследствии существенно сэкономит деньги и время на возможное исправление недочетов. В противном случае есть немалый риск получить объект ненадлежащего качества, при этом по завышенной стоимости. К тому же существует опасность для людей, если здание начнет разрушаться. Поэтому экономить на технадзоре все же не стоит.

Отличия технического надзора от строительного контроля.

Эти два похожих друг на друга словосочетания часто ошибочно считают синонимами. На самом деле это не так, и разница между вышеуказанными понятиями существует. Какая именно — попробуем разобраться в настоящем материале.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Что такое технический надзор в строительстве

С 2004 года вступил в силу Градостроительный Кодекс РФ, в котором понятие «технического надзора» отсутствует. По смыслу данное понятие заменяется «строительным надзором», который в свою очередь является частью «строительного контроля».

Технический надзор — это комплекс экспертно-проверочных мероприятий, направленных на поддержание надлежащего качества строительства объекта в соответствии установленным в нормативных документах срокам, стоимости и объемам материалов.

Технадзор в строительстве это то же самое, что и строительный надзор. Технадзор — это мероприятия, которые проводит управление строительного надзора и экспертизы.

Кто осуществляет технический надзор за строительством

Осуществление технического надзора в строительстве проводится государственным органом (городским или региональным) — управлением строительного надзора и экспертизы. Управление технадзора в строительстве осуществляет проверку качества строительства и характеристик объекта во время его приемки, перед последующей сдачей в эксплуатацию.

Технический надзор строительства объекта может осуществляться государственными органами и подрядными организациями, кроме того существует технический надзор Заказчика и авторов проекта.

Роль СРО в технадзоре

СРО — саморегулируемая некоммерческая организация, призванная регулировать профессиональную деятельность участников рынка за рамками определенных государством базовых минимальных требований.

Важно добавить: СРО функцией технического надзора не обладает, оно только лишь выдает допуски.

Эти органы не только принимают готовые объекты, но и выдают разрешение на строительство. Без такого разрешения ничего строить в нашей стране нельзя.

Независимый технадзор за строительством

На крупных и технически сложных объектах существует независимый технический надзор за качеством строительства, который проводится специализированными коммерческими организациями, с допуском СРО, привлекаемыми заказчиком.

Технический надзор заказчика за строительством

С целью контроля действий подрядчиков на всех этапах проведения строительных работ осуществляется технадзор заказчика.

Функции технического надзора в строительстве

Сотрудники государственного управления проверяют объект на отсутствие дефектов, элементов брака, соответствие конструкции и проекта перечню применяемых к нему требований (СНИПов, ГОСТов), наличие и состояние необходимого пакета документов и т. д.

В случае выявления каких-либо отклонений или несоответствий от нормативных показателей, процесс сдачи может усложниться и (или) затянуться. Следовательно, чтобы органам технического надзора за строительством сдать объект без осложнений, его качество не должно страдать. Именно для этих целей существует строительный контроль.

Что такое строительный контроль

Строительный контроль — это комплекс мероприятий по поддержке надлежащего качества строительства, выполняемых в процессе выполнения строительства.

Кто проводит строительный контроль

Стройконтроль заказчика осуществляется привлеченными независимыми специалистами и государственными органами не ведется.

Какие работы выполняет служба строительного контроля

Специалисты строительного контроля заказчика выполняют полный спектр работ, направленных на достижение соответствия фактического качества и характеристик строящегося объекта требованиям, заложенным в проектно-сметной документации. Спектр выполняемых ими работ обширен, он включает в себя полный цикл контроля подготовительных работ, идущих перед началом самого строительства. Далее контролю подлежит весь процесс строительства. А после него сотрудники контролирующей организации совместно с заказчиком выполняют работы по сдаче объекта в эксплуатацию органам государственного технического надзора.

Работ много и они различные, поэтому строительный контроль в большинстве случаев осуществляет широкий круг узконаправленных высококвалифицированных специалистов различного профиля. Среди них должны быть геодезисты, конструкторы, архитекторы, проектировщики, сметчики и другие.

Обо всех работах, которые выполняют вышеуказанные специалисты, в одной статье рассказать сложно.

Функции строительного контроля

В кратком перечне функции строительного контроля можно разложить на шесть пунктов:

  • Контроль непревышения суммы стоимости работ, заложенной в проектно-сметной документации. Отдельно стоит выделить контроль цены, применяемый в процессе строительства материалов, привлечения необходимого количества сотрудников и установления уровня оплаты их труда.
  • Проверка качества строительства, т. е. качества выполнения работ и применяемых материалов. Работы оцениваются согласно СНИПам, а материалы — по документам, которые отражают их свойства.
  • Контроль соответствия заявленного и фактического объёмов работ и строительных материалов. И контроль остатка количества неиспользованных материалов.
  • Контроль ведения всей необходимой документации. Вместе с ним — контроль внесения изменений в документацию. Особенно изменений, способных повлиять на стоимость строительства.
  • Работы, направленные на уменьшение стоимости и продолжительности строительства путем нахождения самых оптимальных проектных решений и эффективной организации труда.
  • Поддержание постоянных взаимоотношений с подрядной организацией для защиты интересов заказчика.

Отличие строительного контроля от технического надзора

Законодательно понятия «строительный контроль» и «строительный надзор» регламентируются статьями № 52 и № 53 главы № 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Технический надзор и строительный контроль, в чем разница:

  • осуществление строительного контроля в отличии от стройнадзора происходит в процессе строительства;
  • технадзор в отличии от строительного контроля является функцией государственных органов;
  • технический надзор проверяет качество работ, а стройконтроль его обеспечивает.

Следует также отметить, что государственный надзор за строительством осуществляется только в предусмотренных Градостроительным Кодексом случаях. В большинстве своем при проведении строительных работ осуществляется только строительный контроль заказчика.

Выходит, два разобранных нами понятия дополняют друг друга, ведь без качественного контроля за строительством сдать объект будет или очень сложно или вовсе не получится.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Технический надзор в строительстве — кто осуществляет?

Техническим надзором принято именовать весь комплекс экспертиз и проверок, которые реализуются на объекте в период осуществления строительно-монтажных работ или ремонта.

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует определить, что такое технический надзор в строительстве, и для чего требуется его проведение.

В действующей редакции ГрК Российской Федерации понятие технический надзор отсутствует. По умолчанию принимается, что на строительных объектах, где ведётся строительство, данную процедуру заменяет «стройнадзор», являющийся составной частью строительного контроля.

Основными задачами проведения экспертизы являются:

  • Обеспечение качества работ положениям действующих СП, СНиП, иных нормативов;
  • Соблюдение сроков строительных работ;
  • Проведение всех мероприятий в рамках утверждённой сметной документации (с использованием согласованных объёмов материалов, расходуемых на строительство объекта).

Кто имеет право на проведение технического надзора

Круг юридических лиц, которые могут осуществлять технический надзор, весьма широк.
В первую очередь, государственные надзорные органы (муниципальные или субъектов Федерации). Местные органы власти имеют право разрешать строительство (организацию строительных работ), а также последующий ввод готового объекта капитального строительства. Они привлекаются к надзору на этапе приёмки готового объекта.

Кроме этого, процесс может возлагаться на:

  • Специализированные организации, у которых есть допуск СРО (строительство). В первую очередь их привлекают к работам на технически сложных и достаточно крупных объектах. Данные фирмы работают по договору, заключённому с заказчиком;
  • Компанию, разработчика проекта (авторский надзор);
  • Лично заказчика или его официального представителя;
  • Уполномоченных сотрудников подрядчика, ведущих строительство.

Заказчик либо лицо, действующее в его интересах, организовывают проведение технического надзора согласно положениям свода правил № 48.13330.2011 (п.7.3).

После начала строительства право на осуществление проверок строительных работ и технического надзора (по закону) получают государственные органы:

  • Роспотребнадзор;
  • Инспекция, осуществляющая экологический контроль;
  • Ростехнадзор.

Каким образом осуществляется технадзор

Алгоритм работы органов, контролирующих строительство при технадзоре, следующий:

  1. Определяются задачи технического надзора.
  2. Комплектуется рабочая группа. В её состав включают специалистов профильного образования, имеющих прямое отношение к строительству (электрики, специалисты по иным СЖО), имеющих стаж работы по специальности от 5 лет. Кроме этого обязательно включается финансист, осуществляющий анализ смет.
  3. Осуществляются контрольные мероприятия (с выездом на объект). Их частота и продолжительность прописывается в соответствующем договоре и определяется сложностью и масштабностью строительных работ на объекте (не реже, чем ежемесячно).
  4. Составление отчётной документации по проведённому техническому надзору.

В документации обязательно указывается: все выявленные нарушения с указанием на нарушенные нормативы, фото завершённых строительных работ, диаграммы и графики, иллюстрирующие строительство, смета расходов.

Представители службы, осуществляющие функции технического надзора, обязаны вести соответствующий «Журнал», хранящийся на объекте, а также подписывать акты, составляемые по факту выполнения скрытых работ.

Основные функции технического надзора

В рамках надзора за ведением строительных работ выполняются мероприятия, исполнение которых позволяет:

  • Выполнить контроль наличия требуемых документов на используемые подрядчиком в процессе строительства материалы и оформленных соответствующим образом результатов проведённых лабораторных испытаний (осуществляемого входного контроля);
  • Проконтролировать организацию складирования материалов и различных изделий, вопросы их хранения.

Если при этом будут выявлены нарушения, представитель технадзора имеет право считать их непригодными к дальнейшему строительству и наложить запрет на их дальнейшее использование.

  • Наладить действенный контроль за выполнением на каждом из этапов технологии осуществления строительных работ;
  • Жёстко отслеживать исполнение предписаний, выданных органом, выполнявшим контроль;
  • Отслеживать соблюдение календарного плана организации строительства.

Продолжение строительства запрещено до подписание актов (проверяющим и исполнителем), подтверждающих выполнение работ согласно рабочей документации и положений действующих нормативов.

Лицо, занимающееся техническим надзором, после завершения строительства объекта, подписывает (вместе с подрядчиком) соответствующий Акт.

Наличие этого документа подтверждает, что построенный объект отвечает требованиям проекта, ГОСТ, СП и существующего законодательства.

Виды технадзора

Чтобы строящийся объект имел соответствующее качество по действующему законодательству, требуется проведение контроля, в рамках которого выявляется соответствие заявленной документации, срокам реализации каждого этапа строительства и прочие моменты. Контроль осуществляется экспертами, имеющими не только нужный опыт в сфере, но и необходимые разрешительные документы.

Выделяются следующие виды строительного надзора:

  1. Строительный контроль (до принятия в 2004 году Градостроительного кодекса РФ носил название «Технический»). Осуществляется лицами, занимающимися монтажными работами, застройщики или технические заказчики, иногда привлекается разработчик проектной документации. Основные цели строительного контроля – отслеживание соблюдения регламента, градостроительных норм, технических нормативов и прочих правил, которые предъявляются к новым строящимся объектам, а также к сооружениями, находящимся на стадии реконструкции или капитального ремонта.
  2. Государственный надзор. Проводится уполномоченными органами государственной власти на новых и реконструирующихся строительных объектах. Проверяется, насколько рабочие процессы и применяемые строительные материалы отвечают действующим нормам и правилам, есть ли у объекта разрешение на строительство, а также допуск СРО.
  3. Авторский надзор. Услуга предоставляется разработчиком проектной документации, основная цель – проверить, насколько строящийся объект соответствует разработанной документации.

Нормативная база

На законодательном уровне действует несколько документов, которые регламентируют правила и требования к проведению строительного, государственного и авторского надзора:

  • Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007;
  • МДС 12-9.2001;
  • СНиП 1.06.05-85;
  • Федеральный закон «О промышленной безопасности производственных объектов»;
  • Градостроительный кодекс РФ;
  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружения;
  • Постановление правительства «О проведении строительного контроля»;
  • ГОСТ Р 53778-2010;
  • СП 11-110-99 и пр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]