Фонокорректор для винилового проигрывателя что это?
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Зачем вам нужен фонокорректор для проигрывателя пластинок?
Зачем вам нужен фонокорректор для проигрывателя пластинок?
Ламповый фонокорректор хороший звук
Когда-то много лет назад, этот старый вопрос был очень частым, но и сейчас он стал актуальным снова. Вообще, один из самых популярных вопросов, который мне задают онлайн «Нужен ли мне внешний фонокорректор для проигрывателя пластинок и если да, то какой?».
Сегодня я попытаюсь ответить на этот вопрос.
Мы рассмотрим, для чего используется предусилитель и внешний фонокорректор, что они могут сделать для вас с точки зрения качества звука, и при каких условиях они необходимы.
Обычно в аудио-салоне или интернет-магазине Вам говорят, что «Нужно купить предусилитель для Вашего проигрывателя пластинок?»
Что я могу на это ответить «Да и нет и возможно». Как бы странно это ни звучало, у этого вопроса нет прямого ответа » да » или «нет». Если у вас не дешевый проигрыватель пластинок и такая же система под него, то он нуждается в хорошем внешнем фонокорректоре.
Тем не менее, есть множество моделей предусилителей, которые поставляются со встроенным фонокорректором.
Совет. Если честно я не рекомендую вообще покупать предварительный усилитель ради встроенного фонокорректора, ведь в 90% такой техники нет качественного звука у «фоноса». Покупайте только внешний фонокорректор с хорошим питанием, т.е. все компоненты отдельно — обязательно пред без фоноса, а фонос тоже внешний.
Ламповый фонокорректор обзор
Впрочем, High-end модели обычно не встраивают его, хотя многим может показаться это противоречаще-интуитивным, но есть очень веская причина для этого. Как нибудь в отдельной статье я освещу эту тему.
Почему фонокорректор нужен?
Проблема проигрывателей пластинок заключается в том, что сигнал, создаваемый иглой, не так высок, чтобы ваши колонки его воспроизвели. Другими словами, если бы вы просто использовали вывод иглы, то вы бы получили очень слабый звук, которому не хватает линейного усиления. Этот слабый сигнал называется ФОНО-сигналом. То, что нам нужно, это что-то, что повысит данный сигнал PHONO-сигнал до определённого уровня — линейного. Проще говоря, линейный уровень звука — это тип сигнала, который можно подать на усилитель, а потом на ваши колонки или другое звуковое оборудование.
phono_preamp
Фонокорректор — это то, что преобразует или повышает сигнал PHONO на уровень линейного (плата или внешний блок).
Однако не каждый фонокорректор хорош. Конечно, сила сигнала обычно не будет проблемой, почти для любого «фоноса», всё-таки качество звука имеет тенденцию меняться в зависимости от используемого фонокорректора. На самом деле, выбор фонокорректора может иметь большое влияние на качество звука вашего проигрывателя пластинок.
phono_amplifier
Встроенный фонокорректор против внешнего (отдельного)
Следующий логический вопрос заключается в том, следует ли вам избегать вертушек со встроенным фонокорректором? По правде говоря, это зависит от модели, но как правило большинство имеет простейший «фонос», который даже близко не годится для качественного прослушивания музыки. Однако вертушки с интегрированными фоно-системами (встроенными фонокорректорами) часто ориентированы на новых пользователей или на тех, кто просто хочет проигрывать виниловые записи с обычным качеством звука. Другими словами, они по своей сути дешевле как по цене, так и по звуку.
Хотя некоторые бренды любят делать модели со встроенными фоносами, которые переключаются. Это значит что вы можете использовать встроенный фонокорректор, который вам понравится, но также имеете вариант для того чтобы обойти его (лучше обойти его). В целом, это отличное решение для тех, кто не уверен, как далеко они хотят, зайти в их новом хобби.
Почему какие-то фонокорректоры дешевле, а какие-то очень дорогие?
Помимо общего качества сборки, типа используемых компонентов и надежности, есть несколько других факторов, которые будут диктовать цену фонокорректора.
Ламповый фонокорректор хороший звук
Во-первых, это картриджи MM и MC.
Оба из них требуют различной обработки сигнала, что в свою очередь означает различные типы фонокорректоров. Фоносы, предназначенные для использования с картриджами ММ, обычно дешевле, так как это метод генерации тока считается основным. MC фонокорректоры, как правило, дороже. Но есть фоно-устройства, которые поддерживают оба типа картриджей.
Ламповый_фонокорректор_цена
Еще один фактор, о котором мы должны говорить, — это то, как «фоносы» звучат. Ведь не каждый фонокорректор звучит хорошо, особенно те, которых продают в Китае, в частности на Алиэкспресс.
Как купить фонокорректор?
Существует, очень много различных моделей на выбор, и вам думается, что большинство из них, кажется, хорошо звучат. Прежде чем мы разберемся в деталях, вы должны спросить себя, какое качество звука вы хотите получить?
Хорошее эмпирическое правило — тратить примерно половину суммы, которую вы потратили на проигрыватель пластинок.
Хотя хороший фонокорректор может быть дорогим. Но в некоторых случаях он может оказаться дешевле в долгосрочной перспективе. Те, кто только начинает, возможно, захотят поэкспериментировать с более дешевыми фонокорректорами. И если у вас недорогая система скорее всего, вы не сможете заметить разницу в качестве звука с более дорогим «фоносом».
Итоги. Я мог бы немного уйти от темы. НО!! Суть в том, что каждый проигрыватель пластинок нуждается во внешнем фонокорректоре. С учетом сказанного, изучение мира фонокорректоров и то, что они предлагают, — это одна глубокая яма, в ней так легко заблудиться в изобилии информации, но вы можете постоянно переходить на следующий уровень спросив меня какой вам именно нужен фонос.
Мы надеемся, что этим руководством я ответил на некоторые из вопросов, которые вы имели относительно фонокорректора, и принесло вам, хоть какую-то пользу по крайней мере, вы будете на один шаг ближе к достижению «Своего звука».
ламповый фонокоректор
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: [email protected]
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: [email protected] или ВК https://vk.com/zvukomaniyak или http://ok.ru/aleksandr.levchuk2
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт
Фонокорректор от А до Я
Руководство по покупке и эксплуатации
Фонокорректор от А до Я
Руководство по покупке и эксплуатации
Для покупателей проигрывателей винила исключительно важным является вопрос правильного выбора фонокорректора, без которого слушать виниловые пластинки просто невозможно. При этом далеко не все из тех меломанов, что только собираются приобщиться к винилу, понимают, что такое фонокорректор, и для чего он нужен. Разобраться во всем и сделать правильный выбор поможет наша статья.
Что такое фонокорректор?
Почему же нельзя подключать вертушку без фонокорректора напрямую к усилителю, ресиверу или активной акустике? Да просто потому, что вы ничего не услышите в колонках. Фонокорректор, он же phono equalizer или phono stage, необходим для того, чтобы придать слабому сигналу, записанному на грампластинке, линейную амплитудно-частотную характеристику и сделать его достаточным по уровню для того, чтобы с ним могли работать следующие далее по цепи усилители. Ведь изначально сигнал на виниле записывается с существенным искажением тонального баланса, с большим равномерным спадом от высоких к низким частотам. И для того, чтобы не только усилить слабый электрический сигнал, формируемый головкой звукоснимателя, но и сделать его линейным, нужен фонокорректор.
С каким сигналом работает фонокорректор?
На пластинках, издаваемых после 1954 года, записывается сигнал, соответствующий кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America), частотная характеристика которой выглядит примерно так.
До установления единого стандарта на рынке одновременно существовали до сотни (!) различных вариантов кривых, которые использовали звукозаписывающие компании для свои пластинок. Причем даже один лейбл мог одновременно иметь несколько версий для разных скоростей вращения, для каждой из которых требовалась отдельная эквализация. Встречались варианты от Columbia, Victor, Decca и других издателей. Все это создавало невероятную путаницу как для производителей техники, так и покупателей. В студийных фонокорректорах той эпохи были переключатели для нескольких десятков кривых. Поэтому сегодня все виниловые пластинки записаны по единому стандарту RIAA и нужды в приобретении сложного корректора с множеством переключаемых контуров больше нет, если только вы не являетесь обладателем большой коллекции западных пластинок, выпущенных в 1940-50-х годах.
Что делает фонокорректор?
Как уже было сказано, он восстанавливает сигнал в том виде, в котором он был изначально сведен и записан на магнитную ленту или жесткий диск до того, как в него были внесены предискажения для печати винила. От точности этого восстановления зависит то, насколько качественным будет звучание всей системы при воспроизведении виниловых пластинок. Вне зависимости от типа и конструкции корректора, его сердцем является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. Это означает, что восстановление исходной формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.
Какие бывают фонокорректоры?
Фонокорректоры условно подразделяются на несколько видов, в зависимости от того, какая головка звукоснимателя установлена на проигрывателе винила. Несмотря на немного отличающуюся конструкцию головок с подвижным магнитом и с подвижной катушкой, обе этих разновидности работают по принципу электромагнитной индукции и различаются уровнем напряжения и внутреннего сопротивления. Соответственно, для каждого вида понадобится фонокорректор с нужными для правильной нагрузки электрическими характеристиками, а также достаточным коэффициентом усиления. Поэтому сегодня в продаже есть корректоры трех основных разновидностей – для ММ головок, для МС головок и универсальные модели, которые можно настроить для работы с разными картриджами.
Фонокорректор для головок с подвижным магнитом (ММ)
Самая распространенная разновидность фонокорректоров на рынке. Поскольку подавляющее большинство проигрывателей винила начального и среднего уровня оснащаются ММ-головками, то именно такие корректоры массово встраиваются в усилители и в ресиверы, а также выпускаются в виде отдельно стоящих компонентов. С точки зрения характеристик они, как правило, отличаются не самым высоким уровнем усиления сигнала – в среднем от 36 до 46 дБ. Главная их особенность, это установленное на входе сопротивление в 47 000 Ом (47 кОм). Такой высокий уровень позволяет согласовать корректор с ММ-картриджами, у которых внутреннее сопротивление и индуктивность весьма высоки. Обычно такие корректоры предназначены для работы с ММ-головками чувствительностью от 2 мВ. В истории существовали головки с подвижным магнитом с низкой чувствительностью, по своим характеристикам приближавшиеся к МС-картриджам, но большого распространения они не получили. В частности, их выпускала компания Stanton. Еще одна важная особенность хорошего корректора данного типа, это возможность подключать на вход дополнительную емкость. Иногда ММ-головке не хватает емкости соединительных проводов и стандартной емкости на входе для того, чтобы правильно звучать. И такая опция позволяет выровнять тональный баланс картриджа.
Фонокорректор для головок с подвижной катушкой (МС)
В настоящее время фонокорректоров, предназначенных для работы исключительно с МС-головками, выпускается не так много, но они все же существуют. Как правило, это отдельно стоящие аппараты достаточно высокого класса, предназначенные для включения в качественные аудиосистемы. Особенностью таких моделей является тщательный подбор комплектующих с минимальным уровнем собственных шумов. Ведь речь идет об усилении слабейшего сигнала, формируемого катушкой. Вообще, среди головок с подвижной катушкой различают два подвида – с низкой и высокой чувствительностью. Последняя разновидность может иметь на выходе напряжение до 3 мВ, и, по сути, она аналогична ММ-картриджам с точки зрения электрической нагрузки, и ее нужно использовать с ММ-фонокорректором. А вот для головок с низкой чувствительностью – обычно от 0,15 до 0,5 мВ – предназначены МС-корректоры. Они имеют высокий уровень усиления – от 60 дБ и выше, и часто дают пользователю возможность выбрать значение нагрузки сопротивления. Типовое значение составляет 100 Ом, однако оно не всегда подходит для всех картриджей, и тогда важно иметь возможность выбрать другое значение.
Существует еще одна разновидность корректоров для МС-головок, в которых на входе устанавливаются повышающие трансформаторы.
Повышающий трансформатор (МС-трансформатор)
Они позволяют поднять уровень сигнала, поступающего с МС-головки, до значений, которые позволят в дальнейшем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Такое решение особенно хорошо подходит для головок с очень низкой чувствительностью, ведь пассивное усиление сигнала позволяет избавиться от шумов, которые при работе активного каскада с собственным питанием могут становиться слышимыми при последующем усилении сигнала. Обычно встроенные либо отдельные трансформаторы применяются в компонентах или системах достаточно высокого класса.
Универсальный фонокорректор (ММ/МС)
Как следует из названия, такой корректор может работать с любыми головками звукоснимателя. В идеале у него есть два отдельных входа для двух типов головок, а внутри присутствуют два отдельных тракта коррекции и усиления. Однако во многих моделях встречается совмещение цепочки коррекции, а подача сигналов на нее происходит путем переключения входов. В самых продвинутых и дорогих моделях сегодня управление параметрами нагрузки и усиления каждого типа головок происходит автоматически. Корректор сам определяет, какого типа головка к нему подключена, и процессор сам выставляет нужные значения коэффициента усиления, сопротивления и емкости. Однако наиболее распространенные на рынке бюджетные модели имеют фиксированные значения для двух входов. Обычно это 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-картриджей.
Встроенный или выносной?
Логика подсказывает, что отдельный фонокорректор должен обеспечивать лучшее качество звука хотя бы потому, что имеет свой отдельный блок питания и свободен от ограничений, налагаемых на конструкцию встроенных модулей из-за необходимости разместить их внутри того же корпуса, что и множество других каскадов, включая усилители мощности. Особенно если речь идет о бюджетной аппаратуре. Да, в истории аудио были примеры, когда встроенные в предварительные усилители фонокорректоры оказывались на голову лучше тех, которыми аудиофилы пытались «улучшить» звук системы, но они так и остались исключением из правил. Поэтому если вы хотите услышать, на что способен ваши проигрыватель винила, постарайтесь купить ему хороший внешний корректор.
Какой фонокорректор нужен вам?
Выбор фонокорректора зависит от того, как вы планируете использовать проигрыватель винила.
Если для вас вертушка – это просто дополнительный элемент системы, а основным источником сигнала в ней остается «цифра», то встроенного в проигрыватель или усилитель ММ-корректора будет вам вполне достаточно. В крайнем случае, если ни в вертушке, ни в усилителе нет фонокорректора, то можно приобрести самую простую бюджетную модель. Ценовой ориентир – 10 000 – 15 000 рублей.
Если же увлечение винилом у вас грозит перерасти в страсть, то к выбору корректора нужно подойти самым тщательным образом. Сперва нужно решить, какие головки звукоснимателя вы будете использовать. Да, в пределе МС-картриджи с низкой чувствительностью обеспечивают более высокое качество звука, но они и стоят дороже. Кроме того, в них отсутствует возможность самостоятельной замены иглы по мере ее износа. Если же говорить о головках средней ценовой категории, где одновременно встречаются и ММ, и МС, и MI модели, то есть смысл остановиться на качественном ММ-фонокорректоре и использовать вместе с ним головки с высокой чувствительностью. Такой корректор обойдется в сумму от 40 000 до 100 000 рублей.
В том случае, если вы твердо решили выжать максимум из своих пластинок, то вы, скорее всего, сделаете выбор в пользу головок с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. Для того, чтобы раскрыть их потенциал, придется повозиться. Самый популярный вариант, это приобрести отдельный повышающий трансформатор с характеристиками, соответствующими внутреннему сопротивлению вашей головки. Существуют трансформаторы, рассчитанные на работу с «низкоомными» (3-6 Ом) и «высокоомными» (30-40 Ом) МС-головками. В сочетании с качественным транзисторным или ламповым ММ-корректором вы получите близкий к идеальному источник сигнала.
Тем не менее, дорогие и качественные универсальные моноблочные фонокорректоры также обеспечивают выдающееся качество звука, при этом они проще в эксплуатации. Как и всегда в области High End, цена указанных решений может быть любой, однако в среднем есть смысл ориентироваться на расходы в районе 150 000 – 500 000 рублей.
Заключение
Вне зависимости от того, какой проигрыватель винила вы приобрели, фонокорректор во многом определяет то, как он будет звучать. Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в многообразии моделей и сделать правильный выбор.
Александр Чечелёв
23 мая 2020 года
Выбор фонокорректора — каждому своё
В среде винилофилов регулярно прибавляется, появляется всё больше новоиспечённых адептов «живого» механически извлечённого звука. Однако следует отметить, что далеко не все, тяготеющие к воскресшим из небытия аппаратам, понимают, как получить действительно качественный и действительно нужный звук. Рунет наводнён многочисленными обзорами проигрывателей, где компетентные авторы помогают неофитам винилового помешательства приобрести подходящую вертушку. Усиление и акустика, как правило, уже есть, обзоров, посвященных им тоже достаточно. А вот выбор фонокорректора уже вызывает больше сложностей у начинающих любителей hi-fi и hi-end. Как правило, информация о предусилении для винила это либо статьи о том зачем нужен фонокорректор, либо откровенно рекламные малоинформативные посты с описанием конкретных моделей, которые непременно нужно приобрести именно в «этом» салоне, интернет-магазине et set era.
Встроенный фонокорректор – хорошая новость для владельцев «антикварного» усиления
В подавляющем большинстве старых (25 -30-летнего возраста) и некоторых новых усилителей есть встроенный фонокорректор. Достаточно подключить проигрыватель к входу с маркировкой «Phono» и у вас уже есть вполне полноценная звуковая картина. Важный нюанс — в подобных системах необходимо учитывать совместимость корректора с типом головки проигрывателя. Соответственно ММ-головка не будет адекватно звучать с МС-фонокорректором.
Ещё один вариант – фонокорректор встроенный в проигрыватель. В таких случаях, как правило вертушка будет стоить дороже. Нюансов с типом головки, если используется базовая комплектация – не возникнет (в любом случае в тех. документации к такому проигрывателю должны быть соответствующие пометки). Достоинством такого предусиления является максимальная интегрированность со схемой проигрывателя, хотя в бюджетных вертушках – изложенное не является правилом (особенно это касается аппаратов, созданных в Поднебесной).
Помимо преимуществ, у встроенной фонокоррекции есть ощутимые минусы.
Основным недостатком является низкая функциональность. Известно, что наиболее точную эквализацию можно обеспечить именно на этапе предусиления. В случае со встроенными вариантами пользователь устройства ограничен возможностями усилителя. Ещё один факт не в пользу встроенной фонокоррекции (чаще касается случаев интеграции с усилителем)– это неизбежный рост коэффициента нелинейных искажений. (чаще касается случаев интеграции с усилителем) Общая схема, с большим количеством деталей закономерно негативно отразиться на звуке. (КНИ встроенного предусилителя зачастую, больше чем у независимого устройства). Безусловно сказанное выше не является обязательным, но более вероятно, учитывая конструктивные особенности таких систем.
Большинство притязательных аудиофилов предпочитают независимую фонокоррекцию.
Тёплые лампы — удовольствие, не для всех
Одним из идеальных вариантов предусиления для винила, многие признают ламповые фонокорректоры. Безусловно, применение ламповых систем, намеренно лишенных полупроводников создаёт уникальную звуковую картину, наполненную четными гармониками. Ламповая схема подарит звуку выразительность и яркость. В равной степени широкая и глубокая сцена в купе с четким тёплым звучанием, выразительными низкими и насыщенными слегка завышенными средними не многих оставляет равнодушными. Но увы – такое решение подойдёт не всем. Чтобы в полной мере ощутить преимущества и особенности этого типа предусиления необходим соответствующий (ламповый!) усилитель.
Как и у любой другой техники у ламповых фонокорректоров есть недостатки. По сравнению с цифровыми или комбинированными системами точность эквализации аналогового устройства будет вероятно ниже.
Функциональность ламповых систем тоже, как правило уступает. Для снижения уровня искажений и получения «чистого аналогового» звучания конструкцию ламповых фонокорректоров намеренно упрощают. Вероятно, самым серьезным недостатком ламповых устройств для предусиления является их стоимость, подчас они могут стоить на порядок дороже других типов, особенно это касается топовых моделей известных брендов. При прочем стоит учитывать срок службы ламп и необходимость в их периодической замене через несколько лет. Сумма получается очень внушительная. Стоимость самого устройства не редко значительно превышает 60 000 рублей.
Миф о дешёвой лампе
Сегодня, существует множество бюджетной ламповой техники – это так называемые самопалы или кастом-устройства, среди прочих и фонокорректоры. Хочу отметить, выбрать действительно качественное кустарное устройство сложно, для этого необходим опыт. Производители, они же продавцы подобных девайсов бывают тонкими психологами, в итоге неопытный начинающий аудиофил может выложить достаточно крупную сумму за аппарат, который того не стоит, и не понятно, когда выйдет из строя. Если вы намерены приобретать «самопал», постарайтесь провести предварительный тест, взяв собой опытного и компетентного человека.
Не скрою, существуют действительно надёжные кастом-мастерские и мастера, создающие уникальные и качественные устройства, но их мало и их продукция не на много дешевле, а в некоторых случаях дороже, фабричной. Практически всё, что мне доводилось слышать у кустарей так или иначе не дотягивает до среднестатистической цифры, либо сцена не блещет, либо средние занижены, либо фон какой-то непонятный возникает, либо треск, когда крутишь ручку резистора. У знакомых были случаи, когда (подчеркиваю, при правильной эксплуатации и коммутации) сгорел не дешёвый усилитель и высокочастотные динамики в не менее дорогой акустике. Кустарь не понёс ответственность за своё творение и сказал, что устройство «неправильно эксплуатировали», что как бы намекает на «высокую ответственность» и «твёрдые гарантийные обязательства».По сему — будьте осторожны.
Цифровые фонокорректоры
Один из самых распространённых типов устройств для предусиления проигрывателя винилов. Нельзя говорить о об уникальности звучания цифровых фонокорректоров, но главным достоинством их является предсказуемый результат, на ожидаемом уровне. Цифра стабильнее аналоговых прелестей. Дорогие цифровые устройства звучат очень достойно. Многие, кто может себе позволить лампу не редко выбирают топовые серии цифровых и гибридных устройств. Особенно это характерно для олдфагов тяготеющих к чистому холодному звуку, счастливых обладателей старых транзисторных усилителей с dualmono-схемой.
Высокая функциональность, зачастую хорошая четкость, достаточная глубина низких, превосходная динамика и широкая сцена – основные достоинства цифровых фонокорректоров. Бывают очень удачные системы способные посоревноваться с лампой по глубине сцены и насыщенности звучания, но такие устройства редко стоят меньше 15 – 20 000 рублей, а как правило больше.
• Не редко «песочат» при попытке серьёзно усилить высокие;
• В бюджетных моделях звук плоский и тривиальный, не хватает объема;
• Почти все завышают средние;
Гибриды – и цифру съесть и на лампе поиграть
Некоторые производители фонокорректоров пошли по пути, который до них прошли производители гитарного оборудования. Они попытались совместить ламповое усиление с функциональностью и точностью настройки цифровых систем. Собственно, получить тёплый ламповый звук со снайперски точной эквализацией и обработкой.
Фонокорректоры созданные с использованием подобной схемы могут обладать как всеми достоинствами, так и всеми недостатками описанных выше систем. «Истинные» адепты лампового звучания считают использование гибридов умерщвлением «правильного» звука. Мне доводилось слышать несколько образцов из ценовой категории 60К + и могу отметить ничего мёртвого в этом звуке я не обнаружил – очень достойные аппараты. Цены на эти фонокорректоры, как вы вероятно догадались, варьируются от просто высоких до заоблачных (более 100К).
Критерии выбора
Для многих критерием является цена, что не удивительно — о ценах подробнее далее по тексту. Второй немаловажный фактор – отношение к музыке и притязательность ушей. Если вас коробит даже от незначительных искажений, вы всю жизнь слушали классику в живую или привыкли к студийным условиям, приготовьтесь выложить круглую сумму и не только за фонокорректор. Ещё раз напомню про тип головки – обязательно обратите внимание какой у вас тип головки звукоснимателя.Далее перед вами встанет вопрос выбора схемы. Если у вас ламповое усиление и вы ощущаете существенную разницу – ваш путь лампа или гибрид. В случае если вам необходим относительно бюджетный вариант и вас не станет тошнить от «мертвого» звука – выбирайте цифру по себе.
Возможно вас удовлетворит встроенный фонокорректор, если вы ещё не приобретали усилитель и проигрыватель обратите внимание на комбинированные устройства. Относительно выбора кустарных аппаратов — что-то существенное советовать сложно, большинство из них непредсказуемо и каждый по-своему уникален, но иногда уникальность не в лучшую сторону.Субъективная оценка — это самый важный критерий. Восприятие звука — процесс строго индивидуальный, мы все слышим по-разному. Необходимо сходить в шоурум или оценить аналогичное устройство послушав у знакомых. В идеале если тестовое прослушивание будет проводиться с тем же проигрывателем, основным усилением и акустикой.
Для меня идеальный фонокорректор открывает широкую объемную звуковую сцену, обладает насыщенным, выразительным звучанием, позволяет точно выставлять настройки эквалайзера (снабжен четырьмя полосами эквализации), даёт чётко различимый и динамичный звук, глубокие низкие и сбалансированные высокие и средние. И ещё, мне нравиться достаточно тёплый звук. Что нравится вам, вы поймёте – главное слушать.
Фонокорректор для винилового проигрывателя что это?
- Войти
- Зарегистрироваться
- Главная
- Каталог
- Музыка
- Аксессуары
- Специальное предложение
- Новинки
- Музыка
- Аксессуары
- Специальное предложение
- Акции
- Оплата и доставка
- О нас
- Новости
- Статьи
- Блог
- Контакты
Для чего нужен фонокорректор: функции, особенности и применение
Бывают такие «скромные» устройства и составляющие, функции и значение которых с первого взгляда не видны, но при этом они обладают огромной ролью и значением. К таким устройствам можно смело отнести фонокорректор.
Находясь в цепочке системы звуковоспроизведения, фонокорректор является важнейшей составляющей, без которой винил невозможно было бы услышать.
Фонокорректор — штука незаменимая для аудиофила. Однозначно. Но при этом она еще и практичная. Деталь (а точнее блок фонокорректора) не изнашивается от энергопотребления, поэтому его даже не обязательно отключать от сети питания.
Эксперты для увеличения функциональности звукопередачи в процессе прослушивания виниловых пластинок рекомендуют покупать фонокорректоры, объединенные с микшером или, к примеру, с аналого-цифровым преобразователем. По словам знатоков это обещает великолепный результат звукопередачи.
Функция фонокорректора
Любой ресивер и «усилок» обладает линейными входами для источников звука. Они предназначены для подсоединения рекордеров, всяческих дек, тюнеров и даже плееров. Такие устройства, как правило, настроены на тот или иной уровень сигнала (не менее 155-200 мВ). Данный показатель именуется не иначе, как «входная чувствительность» или «чувствительность входа».
Тут важно отметить, что сигнал, поступающий от магнитной головки винилового проигрывателя значительно ниже по своей чувствительности. Например, у головок звукоснимателя ММ — это 4 или максимум 5 мВ, а у головок МС — порядка 0,2 мВ. Такой сигнал, снятый с винила, необходимо изначально адаптировать и «довести до ума», а точнее — до значения в 150 мВ, иначе его будет невозможно услышать. Как раз этим и занимается фонокорректор. В этой цепочки звуковых преобразований он является дополнительной ступенью усиления. В этом и заключается его основная функция, но не последняя…
У фонокорректора есть еще одна важная роль, кроме усиления сигнала. Это выравнивание (корректировка) АЧХ , которая обычно меняется в процессе записи виниловой пластинки.
Да, при изготовлении виниловой пластинки, в процессе записи на нее музыкальных треков, степень составляющих высоких частот увеличивается, а количество низких частот, напротив, сокращается. Причина этому следующая: в записи сила составляющих высоких частот меньше, чем мощность низких частот. Из-за этого шумы винилового диска более явно влияют на высокие частоты. Чтобы максимально сократить число шумов при записи винила, составляющие высоких частот поднимают, а при воспроизведении диска — понижают. А низкочастотные составляющие уменьшают для того, чтобы стилус во время воспроизведения пластинки «не убегал» и не перескакивал с бороздки винила. А уже при воспроизведении звука их число снова увеличивают.
Эти амплитудно-частотные характеристики впервые были стандартизированы RIAA (Американской Ассоциацией Звукозаписывающей Индустрии) в далеком 53 году. Со временем, когда технологии стали катализировать развитие индустрии, появилась отличная возможность сделать запись звука более низкочастотной. Так и был принят новый стандарт RIAA-78, обуславливающий амплитудно-частотные характеристики в более широком диапазоне.
Совместимость
Для обеспечения идеальной совместимости как с новыми, так и с виниловыми пластинками прежних лет, некоторые (очень многие) варианты фонокорректоров обладают адаптивными АЧХ, которые представляют собой некий промежуточный вариант между вышеописанными RIAA-78 и RIAA.
Известно также, что в коллекциях аудиофилов есть виниловые диски, которые были изданы еще до внедрения даже классического стандарта RIAA. Для воспроизведения таких экземпляров в некоторых разновидностях фонокорректоров специально предусмотрен такой режим функционирования, как Old Columbia LPs. Еще в хороших фонокорректорах часто имеются режимы воспроизведения винила на 78 оборотах. В данном случае устройство просто увеличивает уровень звукового сигнала.
А вот для устранения или подавления биений и пульсаций низких частот, которые обычно образуются из-за передачи вибраций от двигателя к проигрывателю, в фонокорректорах бывает установлен специальный фильтр.
Связь с головкой звукоснимателя
Как известно, все фонокорректоры можно разделить на ламповые и транзисторные. При этом ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора.
В современных проигрывателях применяются звукосниматели с электромагнитными головками MM и MC. Поэтому на сегодняшний день выпускаются специальные модели транзисторных устройств как для MM-головок, так и для MC-головок, а также комбинированные фонокорректоры-гибриды, в которых можно самостоятельно переключать тип головки при необходимости.
Самые «крутые» и продвинутые варианты фонокорректоров дают возможность выставлять необходимые параметры, что, в свою очередь, обеспечивает наиболее точную и четкую корректировку АЧХ.
Так как фонокорректор по своей «природе» умеет работать даже с минимальными сигналами, значительное влияние оказывают любые наводки от сети. В устройствах Hi-класса блок питания часто внешний.
Любители экспериментов и заядлые аудиофилы порой выбирают питание фонокорректора от аккумулятора или даже батареек.
Можно ли обойтись без фонокорректора?
Нет. Он совершенно незаменим, если вы, действительно, любите и знаете, что такое хороший звук, а не притворяетесь.
Без фонокорректора невозможно произвести правильную модернизацию аудиосистемы. А, купив специальную модель такого устройства, вам будет легко даже придать индивидуальность и особую «фишку» саунду вашей акустики.
Но, несмотря на огромное значение устройства, все же есть «лазейки», за счет которых можно попробовать обойтись и без него.
Существуют проигрыватели с уже встроенными в них фонокорректорами. Их можно подключать напрямую к усилителю. Если в ресивере или в «усилке» есть соответствующий Phono-вход, то к нему можно подключить проигрыватель даже без встроенного фонокорректора. Только перед этим обязательно следует уточнить, для какого именно варианта головки звукоснимателя предназначен данный вход.
И все равно мы придерживаемся мнения, что значение фонокорректора невозможно переоценить, потому что «прямое» подключение «вертушки» к усилителю никогда не даст самого лучшего звука. Решать вам!
Что такое фонокорректор?
Фонокорре́ктор — электронное устройство для корректировки амплитудно-частотной характеристики при воспроизведении грамзаписи. Синонимы термина «фонокорректор»: фонопредусилитель (phono preamp), предварительный усилитель-корректор.
Фонокорректор – это преобразователь звука с винила, т.к. на виниле звук технически записан не так, как на CD или других носителях. Если подключить вертушку без фонокорректора сразу к усилителю или муз.центру, то звук будет еле-еле слышным даже на крайнем положении звукового регулятора и практически без басов. Включение фонокорректора сразу же решает эту проблему.
Во многих бюджетных проигрывателях есть встроенный фонокорректор, но на деле они проигрывают по звуку своим стационарным собратьям. Если фонокорректор в вертушке отключаемый – это хорошо. Значит, можно со временем прикупить хороший и поставить его в тракт между вертушкой и усилителем (ресивером).
В усилителях (особенно в винтаже) тоже частенько встречаются встроенные фонокорректоры. Звуковой вход на них обозначен надписью «fono», а на советских усилителях, насколько я помню, – «ЗС» или «звукосниматель». Если у вас нет стационарного или встроенного в проигрыватель фонокорректора, вертушку нужно подключать именно в этот вход. Если выносной фонокорректор есть – подключать можно в любой другой.
Встроенные фонокорректоры в усилителях получше классом, чем встроенные в вертушки, но и они обычно, если речь идет не о бюджетном классе, проигрывают своим стационарным собратьям.
Фонокорректоры делятся на типы – ММ и МС. Что это такое?
Проблема выбора фонокорректора для вертушки тесно связана с другой проблемой: проблемой картриджей и игл звукоснимателя к ним. Дело в том, что на современные продвинутые вертушки подходят головки двух типов – ММ и МС. Не будем заморачиваться техническими терминами и скажу просто – считается, что МС звучит лучше, но и стоят они гораздо дороже. Большинство виниловодов слушают пластинки через стандартные иглыкартриджи ММ. Большинство вертушек, продаваемых в магазинах, оснащены именно ММ-картриджами. Потому что МС – это уже следующий ценовой уровень (МС должна соответствовать вертушка и вообще вся звуковая система) и далеко не каждому он нужен.
Таким образом, перед покупкой фонокорректора надо понять, голова ММ или МС стоит на твоей вертушке.
Фонокорректоры бывают только ММ, только МС, или еще бывают с переключателями МММС.
Если Вы не планируете менять голову на проигрывателе с ММ на МС, то имеет смысл смотреть только фонокорректор ММ. Предупреждаю: не на все проигрыватели ММ можно ставить МС, к бюджетным обычно предусмотрена только ММ-голова.
Если Вы планируете менять голову звукоснимателя (картридж) ММ на МС в обозримом будущем, то имеет смысл искать фонокорректор с переключателем c ММ на МС и обратно.
Теперь, собственно, о стационарных фонокорректорах. Тут тоже все более менее понятно: обычно чем дороже игрушка, тем она лучше. Хотя, если говорить, о соотношении «цена-качество», то тут тоже есть свои подводные камни.
К таким можно отнести европейские фонокорректоры Pro-Ject. Например, Pro-ject phono box.
Сначала, после встроенного в усилок бюджетного фонокорректора, этот pro-ject phono box радовал. Однако потом постепенно пришел к выводу, что звук в нем все-таки бюджетный, тускловатый. Хотя, конечно, все познается в сравнении — более дешевые китайские фонокорректоры безымянных фирм он без проблем обходит.
И, если уж заморачиваться с выбором в соотношении цена-качество, то наверное, лучше купить фонокорректор Никитина – английский Creek obh-18. В общем, на CREEK советуем обратить внимание – у них есть и другие фонокорректоры.
Есть и ламповые варианты. На таких, конечно, звук получше, чем на упомянутых ранее вариантах.
Однако лампы – это вообще разговор отдельный. Они смягчают общее звучание и детализируют сцену, хорошо выдают нюансы. Однако в ценовой категории до $700 примерно эти же лампы слегка обрезают бас. Если слушаешь рок, то на мой взгляд, лампы в этой ценовой категории не подходят, лучше уж без них — слишком мягкий звук, для рока не свойственный. Блюз лампы отыгрывают когда как. Остальные стили в лампы отыгрываются отлично. Электроника, вокал, классика, инструментал, орекстровки, джаз. – тут лампы вообще вне конкуренции (но это, наверное, нужно будет обсуждать в линейке «акустика и усилители»). Хотя это, наверное, уже от тракта зависит. Плюс на новых аппаратах обычно стоят новодельные китайские лампы, — в таком случае, если тип ламп китайский (это видно по маркировке названий, у китайцев она отличается от западной и советской) — их имеет смысл заменить на хотя бы старые советские аналогичные (на рынке сейчас много советских ламп не бу) – колоссальную разницу в звуке слышно сразу. А западные типы ламп играют еще лучше — но там и цены выше.
Нормальные МС головки с иглой эллипс (это хай-энд в виниле) стоят не менее $300. И выше. Но это уже про иглы: бывают сфера (бюджетные) и эллипс (продвинутые). Люди, которые занимаются винилом давно, говорят — эллипс лучше однозначно. Но на большинстве проигрывателей из магазинов в штате стоят ММсфера. То есть MCэллипс надо покупать отдельно, проконсультировавшись с продавцом — чтобы она подошла к Вашему типу вертушки.
Выбираем и настраиваем фонокорректор для проигрывателя виниловых дисков
Сохранить и прочитать потом —
Если ваш проигрыватель виниловых дисков не оснащен встроенным фонокорректором, а у усилителя или AV-ресивера нет соответствующего входа, вам не обойтись без внешнего фонокорректора. Впрочем, даже если проигрыватель или усилитель оснащены необходимыми схемами, внешнее устройство, скорее всего, позволит повысить качество звучания винила. Итак, выбираем фонокорректор.
Как вы уже наверняка знаете, звукосниматели проигрывателей виниловых дисков могут быть ММ (с подвижным магнитом) или MC (с подвижными катушками) типов. Эти звукосниматели существенно различаются между собой по электрическим параметрам и, соответственно, предъявляют различные требования к фонокорректорам. Однако и внутри каждого класса модели могут различаться между собой по параметрам (в особенности это относится к МС- картриджам), и хотя эти различия не требуют подбора специальных моделей фонокорректоров, иметь в них функции точной настройки под каждый звукосниматель весьма желательно. А теперь рассмотрим все это немного подробнее.
Фонокорректоры могут быть рассчитанными как на использование только с MM-звукоснимателями, так и универсальными, к которым можно подключать и ММ, и МС-картриджи. MM-фонокорректоры обычно имеют невысокую стоимость, так как их схема относительно проста по сравнению с устройствами, рассчитанными еще и на подключение MC-головок. Звукосниматель ММ развивает существенно более высокое напряжение, чем МС, что позволяет использовать для работы с ним схемы с меньшим коэффициентом усиления, да и задача борьбы с шумами здесь несколько упрощается. Так что, если вы слушаете винил только время от времени, ваш проигрыватель оснащен ММ-картриджем, в котором вы планируете менять иглу – смело приобретайте MM-фонокорректор. Выбрав топовую модель этого класса в каталоге известного производителя, вы можете быть уверены в высоком качестве звука и надежности. Его скромная стоимость будет объясняться исключительно более простой конструкцией за счет исключения MC-схемы, а также соответствующей коммутации.
Pro-Ject Record Box E — универсальный ММ/МС-фонокорректор со встроенным АЦП
Универсальные MM/MC-фонокорректоры представляют собой более сложные устройства. Дело здесь не только в повышенных требованиях, предъявляемых к параметрам MC-схемы, но и в том, что MC-картриджи обладают большей вариативностью с точки зрения выходных параметров. Соответственно, фонокорректоры для них нуждаются в соответствующей настройке входных параметров.
Чтобы понять это, давайте вспомним, как устроены ММ и MC звукосниматели. Выходной сигнал в любом из них снимается со звуковой катушки. Но если в ММ-картридже вес этой катушки, установленной внутри корпуса, не столь критичен, и она может содержать много витков, то в MC-моделях она закреплена на конце движущегося кантилевера и имеет всего несколько витков. Из школьного курса физики мы знаем, что в первом случае сопротивление катушки (как и развиваемый ею сигнал), будут существенно выше, чем во втором. Причем в MC-картриджах разница в один и даже пол-витка катушки может уже существенно влиять на параметры звукоснимателя, в то время как в ММ это не окажет заметного влияния на характеристики.
Octave Phono EQ.2 — ММ/МС-фонокорректор с возможностью подстройки параметров нагрузки
Есть еще одно решение для подключения MC-звукоснимателей – повышающие MC-трансформаторы. Эти пассивные устройства включаются между MC-головкой и входом MM-фонокорректора, и, по мнению многих ценителей винила, обеспечивают лучшее качество звука, чем «обычные» MM/МС-фонокорректоры.
Технология, по которой выполнен тот или иной фонокорректор, на самом деле не так заметно влияет на качество его звука, как правильная схемотехника и качество изготовления. Если удачные ламповые конструкции и неудачные полупроводниковые, и наоборот, а современные операционные усилители при правильном включении могут звучать не хуже схем на дискретных транзисторах. Все дело в конкретной реализации той или иной модели, оценить которую можно только с помощью личного прослушивания.
Octave Phono Module — платформа ММ/МС-фонокорректора на лампах с возможностью конфигурации системы предварительного усиления
Итак, после того, как фонокорректор выбран, самое время приступить к его подключению и настройке. Для подсоединения к проигрывателю винила нужно использовать специальный фоно-кабель, задействовав и его клемму заземления в случае возникновения фона.
Простые MM-фонокорректоры, как правило, не имеют каких-либо органов управления, и в полной мере являются устройствами Plug and Play. Универсальные модели с поддержкой MM/MC имеют настройки входного импеданса (емкости и сопротивления), а также коэффициента усиления. Некоторые из этих настроек могут работать и для MM-секции, что в некоторых случаях может быть полезным. Настройки входных параметров нужно производить в соответствии с рекомендованными параметрами, указанными в инструкции на имеющийся картридж (или максимально близко к ним). Однако допустим здесь и некоторый эксперимент, в результате которого звучание проигрывателя удается настроить в соответствии с индивидуальными вкусами пользователя.
Rega Fono MM – ММ-фонокорректор
Среди дополнительных функций, на которые стоит обращать внимание при выборе фонокорректора, можно отметить фильтр низких частот (Subsonic) или как его еще называют – рокот-фильтр. Его использование в ряде случаев оказывается весьма полезным, так как позволит устранить низкочастотные колебания, возникающие из-за акустической связи между звукоснимателем, шумом массы грампластинки и акустическими системами. Еще одной опцией, появившейся в фонокорректорах в последнее время, можно считать USB-выход для оцифровки аналоговых записей на ПК. Если вам необходима подобная функция и вы уверены, что будете ей пользоваться, выбирайте именно такую модель. Во всех остальных случаях от нее лучше отказаться, так как сочетание в одном корпусе цифровых и очень чувствительных аналоговых схем точно не будет полезным для качества звука.
Стало интересно глубже окунуться в эту тему? Приходите 20 и 21 октября в Академию винила Pro-Ject и Аудиомании! Там вы сможете не только послушать расширенную лекцию, но и самостоятельно потренироваться в подключении и настройке. Также вы сможете задать профессионалам все интересующие вас вопросы по данной теме.