Еврейский подсвечник минора что это?
Ханукия и Менора
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Что означает масло в духовном смысле?
Рав Меир Мучник
К чему — видеть во сне оливковое масло?
Тора о Хануке. Почему восемь дней?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Строительство Мишкана — переносного Храма
Арье Парнис
Новые археологические находки в Древнем Иерусалиме
- Толдот.Ру — всё про иудаизм и евреев
- Еврейская женщина — Толдот
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Еврейский подсвечник минора что это?
Иудаизм входит в число наиболее древних религий. В процессе его развития ряд предметов получил культовое значение, и теперь ассоциируются исключительно с евреями и их традициями. В этот список входят оригинальные светильники семисвечник менора и ханукия. Многие люди имеют о них крайне смутное знание, в большинстве случаев даже не представляя себе их предназначение.
Более известной для рядового обывателя считается менора. С древнееврейского языка это слово переводится как «светильник» и означает сложную рожковую конструкцию, в чашечки которой в древности заливалось оливковое масло, а сейчас вставляются свечи. Основная особенность светильника меноры — семь рожков. Согласно Торе (Библии) идею семисвечника предложил Моисею сам Всевышний во время хождения лидера евреев на гору Синай. Чуть позже, пользуясь божественными подсказками, эту мысль воплотил в реальное изделие мастер Бецалель бен Ури. После того как первая менора была готова, ее поместили в Скинию собрания. Впоследствии после обоснования евреев на новых землях и возведения Храма в Иерусалиме священный предмет перенесли в него.
Ряд современных историков оспаривает такое развитие событий, утверждая, что подобные многосвечные светильники имели довольно широкое распространение именно среди народов, населявших территории современных Сирии и Палестины. Просто пришедшие сюда евреи приспособили уже известный предмет обихода для своих нужд. Нечто подобное впоследствии часто происходило и в христианстве, когда его проповедникам приходилось приспосабливать языческие верования и традиции для нужд своей религии.
Однако при всем уважении евреев к меноре символом иудаизма ее изображение стало после жесточайшего поражения от римлян в ходе восстания в I веке н.э. После ликвидации древнего Израиля как государства сотни тысяч пленников-евреев заполнили просторы великой империи, и изображение меноры для них постепенно стало религиозной и национальной эмблемой.
10 февраля 1949 года в недавно сформировавшемся государстве был официально представлен герб Израиля. Он являл собой щит синего цвета с изображенным на нем семисвечным светильником менорой, основанием которого выступает каменная кладка.
Ханукия представляет собой светильник несколько иного типа. Если менора предназначена для использования исключительно как общественный аксессуар и зажигается ежедневно, то ханукия – это бытовой еврейский светильник. По идее, его обязана иметь каждая еврейская семья, причем количество его должно соответствовать числу мужчин в доме. В отличие от меноры зажигается ханукия строго в период отмечания Хануки – восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев в период восстания против греков.
В древние времена ханукии подвешивали на стенах домов слева от входных дверей. Когда же открытое использование еврейских символов в Европе попало под запрет, данный светильник стали зажигать внутри дома. Изменялась и его конструкция. Если раньше это был просто набор масляных светильников либо подсвечников, выстроенный в одну линию и прикрытый в задней части пластиной из металла (обычная мера противопожарной безопасности), то начиная с X века, они получили собственный стандарт, а в XVIII—XIX веках даже было налажено их массовое производство. При этом главным оставалось одно правило: все 8 горелок располагались на одном уровне, что вовсе необязательно для меноры, и различался каждый отдельный огонек.
Материалом для ханукальных светильников мог служить самый разный материал: от камня и глины до различных типов металла вплоть до драгоценных. Форма и размеры данных предметов специально не оговариваются, ограничиваясь только финансовыми возможностями заказчиков и фантазией изготовителей. В результате наиболее совершенные конструкции стали настоящими произведениями искусства.
Итак, в миноре 7 свечей, в ханукие — 9. Менора в доме может быть только одна, а количество ханукий ограничено только числом мужчин в семье, проживающих под одной крышей. Часто случается так, что в дни празднования Хануки в многочисленных и дружных семьях на подоконниках выстраиваются настоящие гирлянды из подсвечников, часто с абсолютно разного вида. Важным моментом является и то, что принцип приобретения данных аксессуаров никак не ограничен постулатами Торы. Каждому человеку не возбраняется приобретать светильник, как для своих нужд, так и в качестве подарка.
Семисвечник менора в иудаизме – в чём смысл священного предмета?
Менора семисвечник – один из древнейших символов иудаизма. Согласно преданию, идея изготовления подсвечника с семью свечами была предложена Моисею самим Богом, во время восхождения на гору Синай. Менора (в переводе «светильник») символизировала собой надежду на пришествие Мессии в этот мир. В настоящее время семисвечник получил статус официального символа – он изображён на гербе государства Израиль.
Менора — светильник с 7-ю ветвями
Первые меноры представляли собой канделябры с семью ветвями, выполненные из чистого золота. Согласно Библии (точнее – Торе), во время Исхода евреев из Египта семисвечник находился в Скинии собрания – своего рода походном храме евреев. Скиния использовалась для хранения Ковчега Завета. По образу этого места позднее был построен всемирно известный Иерусалимский храм, в котором также располагалась менора.
Это интересно: символ меноры использовали не только иудеи, но также самаритяне и даже христиане (до 800-х годов его почитали наравне с крестом). Следует отметить, что христианская менора отличалась по форме от еврейского и самаритянского семисвечника.
Что представляет собой менора
Семь свечей, семь теней
Пляшут на камнях (© Кипелов)
Итак, менора – что это такое? Как вы можете видеть на фото, предмет представляет собой оригинальной формы канделябр, рассчитанный на семь свечей. Впрочем, во времена Исхода и Иерусалимского храма свечи не использовались, вместо них Первосвященник заливал в священные сосуды свежее оливковое масло.
Священник наполняет светильник маслом
Считается, что шесть «ветвей» меноры символизируют собой человеческую мудрость, направляемую центральным стержнем – ветвью Божественного света. В Скинии семисвечник находился в южной части храма, перед завесой, которая скрывала Святая Святых от посторонних взглядов. По свидетельству историка и военачальника Иосифа Флавия, три из семи чаш меноры горели не только ночью, но и днём.
Менора – значение символа
В качестве религиозного символа семисвечник не имеет однозначной трактовки. Античные авторы приписывали ему космический смысл, тогда как их последователи проводили параллель с мировым древом.
Фреска с изображением меноры
Менора – это обозначение Бога, опирающегося на Древо жизни в Эдемском саду. В этом сходятся раввинская, христианская и гностическая трактовки.
Если рассматривать предмет с эзотерической точки зрения, то следует обратить внимание на три компонента: огонь, число «7» и золото, из которого полагалось делать менору. Огонь всегда без исключения обозначает божественное начало, именно поэтому практически во всех храмах мира встречаются свечи, лампады (не говоря уже о ритуальных жертвенных кострах древних времён).
Это ещё один из самых известных символов иудаизма. По преданию, печать легендарного царя Соломона украшала его кольцо, с помощью которого можно было повелевать стихиями.
Число «7» нередко встречается в каббале: 7 небес, 7 планетарных архангелов, 7 церквей, каждая из которых соответствует одной из семи эпох. Не говоря уже про семь дней недели, 7 музыкальных нот, семь цветов радуги и 7 основных чакр человека. Во многих культурах «семёрка» считается счастливым числом, приносящим удачу.
Золото – это металл, который обожествлялся многими народностями (достаточно хотя бы вспомнить легендарные сокровища ацтеков). Также существовало изречение о том, что «всякая человеческая душа сделана из золота, с большей или меньшей примесью лигатуры».
Менора и ханукия – в чем отличие?
Ханукия (ханукальные светильники) немного похожи на меноры, поэтому их часто путают, что в корне неверно. Ханукии зажигают на период празднования Хануки – длящегося в течение восьми дней торжества, посвященного победе Маккавеев над греками.
Ханукия — светильник с 9-ю свечами
Светильники ханукии полагалось иметь каждой еврейской семье (по количеству мужчин). В отличие от меноры, ханукия имеет не 7, а 9 рожков. Светильники подвешивали ко входной двери дома с левой стороны. Когда в Европе еврейские символы стали запрещёнными, ханукии начали размещать внутри дома. Светильники этого типа изготавливались из самых различных материалов: от глины и камня до металла, их форма не имела строгих регламентов и зависела от пожеланий и материального благополучия заказчика.
Назначение храмовых светильников
Согласно традиции, храмовая менора должна оставаться зажженной всю ночь напролёт (хотя некоторые историки утверждают, что три из семи рожков светильника продолжали гореть и днём). Кстати, эта конструкция была такой высоты, что священнику, обслуживающему светильник, приходилось взбираться на три каменные ступени. Уход за менорой включал в себя обрезку или замену фитилей, а также заливку свежего оливкового масла в сосуды.
Существует версия, согласно которой, во время великих праздников (Шавуот, Песах и Суккот) менору выносили из храма, чтобы к священному предмету могли прикоснуться паломники. Согласно другой версии, семисвечник оставался в храме, но с врат святилища снимались драпировки и все желающие могли лицезреть святыню.
Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Еврейский подсвечник минора что это?
- Booknik+ и J-life
- Алия деятельных
- Слова автора музыки
- Семь тучных лет
- Жизнь разнообразна
- Это пятница!
- Старики
- Устная история
- Лица. День. Память
- Плагиат в советской песне
- Перпетуум-Шмобиле
- Не местные
- Люди
- Кино
- Кулинарный комментарий
- Про людей
- Пули над Бродвеем
- О всех в кругу моем
- Не жалейте заварки!
- Музыка
- Мерцающий еврей
- Новости
- Анонсы
- FAQты-шмакты
- Фикшн
- Нон-фикшн
- Лица
- Инстаграм — рюкзак — Израиль
- Далее везде
- Прямая речь
- Мы все рабы
- Как мы там?
- Букник-младший
- Нью-Йоркские перекрестки
- Вопросом на вопрос
- В мастерской
- Письмо редактора
- Город (деталь)
- О городах, о вкусах, о любви
- Библейский зоопарк
- Письма приметливого путешественника
- Записки из киббуца
- С другого берега
- Booknik Highlights
- Молоко и мед
- Картинки с выставки
- Эшколь и Эшколот
- Шоу
- Репортажи
- Блог редакции
- Архив тем
- история
- религия / мистика
- израиль
- тора
- традиции
- талмуд
- символы
- праздники
- танах
Центральный элемент ханукального дискурса — менора, храмовый светильник, который, согласно Талмуду, горел восемь дней, хотя масла в нем должно было хватить лишь на сутки. Поэтому предханукальные факты будут о меноре.
1. Заповедь изготовить для скинии особый золотой светильник приводится в книге Исход (Шмот): «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями» (Исх 25:31—39).
2. В еврейской литературе есть множество версий, объясняющих, что символизировала храмовая менора. Самую оригинальную трактовку предложил дон Ицхак Абрабанель, философ и политический деятель второй половины XV века. По его мнению, менора обозначает семь свободных искусств, входивших в программу европейских университетов: «Менора символизирует второй вид награды — награды духовной, ибо сказано: “Душа человека — светильник Господень…” (Мишлей 20:27) А ее семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе». Впрочем, об этом мы уже писали.
4. Пророк Захария, живший в эпоху возвращения евреев из Вавилона, в одном видении узрел «светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее», то есть менору. Поскольку Захария жил в эпоху упадка пророчествований, он не смог самостоятельно истолковать видение и обратился за разъяснением к ангелу. И услышал в ответ: «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Воинств» (Зах 4:2-3, 4:6). И действительно, несмотря на протесты и доносы окрестных племен, возвращение евреев в Сион прошло более или менее мирно.
6. Практически на всех дошедших до нас изображениях ветви у меноры изогнуты. Однако, по мнению некоторых правоверных иудеев (прежде всего любавических хасидов), храмовый семисвечник был совсем не таким, а с прямыми ветвями, как в одной из рукописей Рамбама. Что же до сохранившихся изображений, то, по их мнению, на них мы видим неправильных пчел какие-то другие светильники.
7. Золотая менора, изготовленная для Второго Храма, вместе с другой храмовой утварью была захвачена войсками Антиоха Епифана, отступавшими через Иерусалим после поражения в войне с Египтом:
«После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением; вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал» (I Макк 1:20-22).
8. Поэтому после освобождения Иерусалима и Храма еврейским повстанцам пришлось изготовить новый светильник. По словам Иосифа Флавия, он был сделан из золота. Однако Талмуд утверждает, что первоначально новая менора была железной, и лишь впоследствии ее удалось заменить сначала серебряной, а затем золотой (Авода Зара 43-а).
9. Если речь заходит о меноре во Втором Храме, все, естественно, вспоминают «чудо с маслом»: изгнав греков из Иерусалима, Хасмонеи нашли только один маленькой кувшинчик неоскверненного масла, которого хватило бы всего на день, но которое, тем не менее, горело целых восемь дней. К сожалению, впервые об этом чуде упоминает только Вавилонский Талмуд. Ни в одном из более ранних источников — Маккавейских книгах, трудах Флавия и т.д. — об этом нет ни слова. Скептики делают вывод, что на самом деле никакого чуда и не было, а люди благочестивые — что у евреев просто не было повода о нем вспоминать.
10. Сегодня в Израиле есть несколько футбольных клубов «Маккаби», носящих имя главного героя Хануки. Однако изображение меноры почему-то красуется на эмблеме другого клуба — иерусалимского «Бейтара».
11. На знаменитой арке Тита в Риме изображены воины, несущие, среди прочих трофеев, огромный светильник. Большинство исследователей полагает, что это менора из Иерусалимского Храма.
Кстати, стоит заметить, что вопреки распространенному мнению эта арка вовсе не триумфальная, а поминальная: ее возвел император Домициан в память о дорогом брате Тите. А триумфальной арки самого Тита не сохранилось — ее разобрали на строительные материалы в XIII веке.
12. Впрочем, менора стала официальной эмблемой еще до создания государства Израиль. В годы Первой мировой войны по инициативе Владимира Жаботинского в составе английской армии был сформирован Еврейский легион, принявший участие в боях в Палестине. В 1919 году Еврейский легион переименовали в Первый полк Иудеи (First Judeans), и у него появилась эмблема — семисвечник с надписью на иврите «Кадима» («Вперед»). Впрочем, вскоре полк был расформирован.
13. А еще раньше менору избрали своим символом масоны. Точнее сказать, жидомасоны — основанная в 1843 году первая еврейская ложа «Бнай Брит», членами которой, согласно уставу, могут быть только иудеи. По замыслу создателей ложи, менора символизировала свет, который еврейские масоны собирались нести людям.
14. Но вернемся к меноре эпохи Второго Храма. Если верить Прокопию Кесарийскому, менору вместе с другими римскими сокровищами захватил король вандалов Гейзерих, разграбивший Вечный город в 455 году. Разгромив вандалов в 534-м, византийский полководец Велизарий доставил в Константинополь «иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привез в Рим Тит, сын Веспасиана». Возможно, среди них была и менора. Впрочем, в столице Византии эти сокровища не задержались:
Увидев их, какой-то иудей, обратившись к одному из родственников василевса, сказал: Мне кажется, не следует помещать эти вещи в царском дворце Византия. Не полагается им находиться ни в каком-либо ином месте, кроме того, куда много веков назад их поместил иудейский царь Соломон. Поэтому и Гизерих захватил царство римлян, и теперь римское войско овладело страной вандалов. Об этом было доложено василевсу; услышав об этом, он устрашился и спешно отправил все эти вещи в христианские храмы в Иерусалиме.
(Война с вандалами, 2:9)
16. И раз уж речь зашла о папе Бенедикте XVI — когда в 2008 году он побывал на Межрелигиозной встрече в Вашингтоне, представители всех конфессий вручили понтифику символические подарки. Мусульмане подарили миниатюрное изысканное издание Корана, буддисты — корейский колокольчик. Иудеи же преподнесли папе серебряную менору с семью лучами — символ вечной действенности завета Божьего мира.
17. А многие советские евреи, уезжавшие в Израиль в начале 90-х, узнали слово «менора» задолго до того, как впервые открыли Тору или услышали о Хануке. В те годы израильское страховое общество «Менора» открыло в Москве представительство и за небольшие деньги оформляло будущим израильтянам «льготную страховку». Правда, нам не доводилось слышать, чтобы кто-нибудь сумел этой страховкой воспользоваться, но поскольку страховой взнос был невелик, никто особо не обижался.
И другие объекты, полнящиеся смыслами:
Кипа
Удод
Магендавид
Менора — Древняя модель мира
Менора — символ света, веры и надежды. В его миссии — сохранение веры в справедливость. Менора в иудаизме символизирует: божественный свет, мудрость, защиту, возрождение, жизнь, преемственность, чудо.
Идеи древа жизни, древа познания добра и зла, а также восьмиконечной звезды созвучны, инвариантны идее иудейской меноры.
Мено́ра (ивр. менора́, букв. “светильник”) — золотой семиствольный светильник (семисвечник). Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков.
Семиконечный подсвечник, по мнению авторов, имплементирует и развивает идею древнеармянской восьмиконечной фигуры креста. В настоящее время МЕНОРА (наряду с маген-Давидом) — наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема.
Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Однако в Израиле не смогли найти прототип Меноры, который согласно библейскому тексту был сделан по образцу, показанному на горе (то есть по наскальному рисунку). “…Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе”. (Исх.25:31-40).
Его образ был перенят евреями, которые сделали светильник из золота. Следовательно, до появления технологии плавки золота древними евреями архаичный прототип образа ими не использовался, не входил в религиозную традицию.
По предположению археологов, начало системной добычи было положено на Ближнем Востоке, откуда золотые украшения поставлялись, в частности, в Египет. В Египте в гробнице королевы Зер и одной из королев Пу-аби Ур в Шумерской цивилизации были найдены первые золотые украшения, датируемые III тыс. до н. э.
Следы развития металлургии можно отследить во многих прошлых культурах и цивилизациях Среднего и Ближнего Востока, древнего Египта, Армянского нагорья и Араратских — Армения и т. д.
Латинское aurum означает «жёлтое» и родственно с «Авророй» (Aurora) — утренней зарёй (восходом Солнца или Ваагна и появлением утренней звезды Венеры или Астхик по армянской традиции). «Золото» санскр. hiranyam, авест. zaranya, осет. zærījnæ, также санскр. hari «жёлтый, золотистый, зеленоватый», на арм. «зард» украшение, «зардонк» пробуждение, «зардавест» орнаментальное искусство.
По апокалиптическому видению Св. Иоанна Богослова: “…и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице своей семь звёзд…
Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей”. — Откр. 1:12-20. “…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…” — Откр. 4:5.
Данная история напоминает рождение огнеокого Ваагна – Сына Человеческого, который как символ креста имплеметирован в образ светильника (восьмиконечной звезды). Крест является ключом, раскрывающим тайну семи звезд.
Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово), ср. с арм. словами бан, ван, ванк, аван, иванд. Армянский Ваагн и есть Божественный свет или Логос (Слово).
“Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь”. Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
Рис.25. Наскальный рисунок мотива древа жизни, прототип меноры (а), Армения. Фигура божества — древа жизни (б), 2 тыс. до н.э., ГМИА, обнаружен при раскопках на Кармир-Блуре, Музей “Сардарапат”. Образец каменного идола, Музей “Эребуни” (б), Армения. Символ троицы (трезубца — безглавого тела Сына Человеческого с приподнятыми руками) — знак царской власти в образе дерева жизни (в). Надписи на арамейском языке. Граничный камень из Армении (г). Мотив дерева жизни с изображением солнца и растительных элементов – аналог восьмикрылого креста (д), Урарту, 11-7 вв. до н.э. Монета (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи (е) из династии Хасмонеев (37г. до н.э.) Рис.26. Фрагмент наскального рисунка (а), Армения. Ваагн и Астхик сидят на тронах у древа жизни, прототипа меноры (б), Музей цивилизаций Армянского нагорья (музей Анатолийских цивилизаций). Древо жизни, менора, Крест, св. Эчмиадзин, Армения. Менора (г, д), Израиль
Начиная со II века менора становится опознавательным символом иудаизма. В иудаизме, как и в христианстве, свече придаётся особенное значение, как сказано: «Душа человека — светильник Господень» (Прит.20:27).
Менора была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан из единого куска золота. Долгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе не ранее V или IV веков до н.э. Древнее происхождение меноры не оспаривается.
В Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями. Семисвечники были обнаружены при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана, (главным образом — в слоях, относящихся к XVIII-XV вв. до н.э.), а также в Армении, в Мецаморе 5-4 тыс. до н. э. Однако это были глиняные светильники с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками.
Свечи используются в религиозных церемониях различных верований. Их использование восходит к древней форме языческого мировоззрения, выражавшегося в уважительном отношении к огню, солнцу. «Свечи церковные — принадлежность богослужения, восходящая к древним представлениям об очистительной силе огня» (Христианство: Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. М., 1994. стр. 411).
Свечи используются для выражения поклонения Богу, как символ божественного света. «По традиции, заимствованной у язычников, иконы украшали цветами и возжигали перед ними светильники, по-гречески — лампады» (Кузищин В. И. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1993. стр. 273). Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе. Постепенно при формировании алтаря по подобию Скинии на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре.